5 февраля исполняется 75 лет со дня рождения ростовского писателя, драматурга, журналиста, сценариста Николая Сергеевича ОГАНЕСОВА (1947 – 2018).
Николай Сергеевич Оганесов родился в Ростове-на-Дону в семье юриста. Трудовой путь Н. Оганесов начал в 17 лет фрезеровщиком. В 1965 г., завершив обучение в вечерней школе рабочей молодёжи, поступил в Ростовский госуниверситет и в 1972 г. получил диплом юриста. Служил в армии, работал секретарём военного трибунала, юрисконсультом, редактором журнала, издательства.
Первое произведение Николая Оганесова – повесть «Визит после полуночи» – было опубликовано в 1972 г. С тех пор автор работает в остросюжетном жанре.
Первая книга «Лицо в кадре» вышла в Ростиздате в 1978 г. Предложенные Н. Оганесовым рукописи новых произведений в Ростове не были приняты. Автор рискнул с Дона «штурмовать Москву»: отослал «самотеком», без рекомендательных писем и хвалебных рецензий. В столице книги Н. Оганесова увидели свет, их заметили не только читатели, но и специалисты и знатоки слова.
Затем в Москве и Ростове была издана повесть «Мальчик на качелях» (1980), по мотивам которой на Ленинградском телевидении был создан двухсерийный телеспектакль. Эта повесть входит в цикл произведений Николая Оганесова, объединенных главным героем – следователем Скаргиным. Детективная повесть «Мальчик на качелях» написана в приключенческом жанре и связана с проблемой воспитания, формирования характера молодого, вступающего в жизнь человека.
Новая повесть «Двое из прошлого» (1983) принесла автору заслуженную известность. Продолжая работать в жанре социально-психологического детектива, Н. Оганесов написал повести и романы, получившие широкую популярность в стране и за рубежом: «Играем в спринт», «Смертник», «Мистификатор» и другие. Стремясь наполнить детектив социальным содержанием, Н. Оганесов избрал главной темой своих книг исследование истоков зла, процесса становления личности.О творческом методе
Оганесов не любил, когда его называли писателем-детективщиком. Его всегда интересовала не степень наверченности сюжета, а людские взаимоотношения. Криминальный сюжет дает автору уникальную возможность показать психологию людей в экстремальных условиях. Правда, цензура в те годы налагала на творчество писателя множество табу, зачастую совершенно нелепых. Так, например, существовал циркуляр, согласно которому нельзя было писать об ограблении инкассаторов - как будто в реальной жизни никто никогда не грабил инкассаторов. На самом деле, между ограблением инкассатора или ограблением продавщицы в киоске "Союзпечати" принципиальной разницы нет. И в том, и в ином случае автор может во всей полноте выписать психологию жертвы и психологию агрессора, а также побудительные мотивы.
Когда издатели предложили написать Оганесову несколько романов на документальной основе - (о Чикатило, о ростовских Фантомасах - братьях Толстопятовых...), Оганесов отказался. Он никогда не жаловался на нехватку сюжетов. Только на дефицит времени.
Произведения Н. Оганесова выходили в Ростове и Москве в издательствах «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Светоч», были переведены на несколько языков и изданы в Китае, Литве, Чехословакии. По сценариям Н.С. Оганесова снято три полнометражных художественных фильма.
В последние годы писатель уделял внимание драматургии – писал либретто к спектаклям Ростовского музыкального театра.
С 2006 года под литературным псевдонимом Николай Восенаго пишет и публикует в Интернете стихи. На ресурсе «Стихи.ру» открыта страница с его произведениями. В 2010 году вышел поэтический сборник «Эбонитовый заяц».
В 2017 году в издательстве Аркол (г.Ростов-на-Дону) вышла книга избранных произведений "Закат волшебника" в 2-х томах.
Николай Оганесов дважды, в 1980 и 1984 гг, удостаивался литературной премии журнала «Смена», в 1984 году награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ за большую работу по коммунистическому воспитанию молодёжи, в 2006 году награждён Почетной грамотой Министерства культуры России.
Ушёл из жизни 8 ноября 2018 года в результате продолжительной болезни.
Николай Восенаго
Живем, как в океане острова.
Закованные в стены, двери, крыши.
Но кто-то прочитает и услышит
Мои стихи, простые, как трава.
От них не закружится голова –
Там мат, тут пляшут рифмы и размеры.
Спят до поры не взявшие барьеры
Мои стихи – простые, как трава.
Они не стрелы в цель, но – тетива.
В них смерть и жизнь на равных, в половине.
И с низким, и с высоким в пуповине
Мои стихи. Простые, как трава.
Негромких чувств забытые слова –
Не звон хрустальный тающей сосульки,
А тайный плач из глиняной свистульки
Мои стихи, простые, как трава.
29. 01. 2013