С 1 февраля по 8 февраля 2022 года в России проходит Неделя безопасного Рунета. В рамках её сегодня мы бы хотели поговорить об одной из опасностей, которой подвергаются дети и подростки, использующие Интернет — это формирование Интернет-зависимости.
Интернет - неотъемлемая часть нашего нового социума, который становится все более цифровым. Само собой, дети рано или поздно знакомятся с этой стороной окружающего нас мира.
Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны различные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. ВебЛандия - каталог лучших безопасных сайтов для детей и их родителей. Сайты проверяются и отбираются специалистами-психологами.
Тем не менее, интернет зачастую становится источником серьёзной зависимости.
О том, что такое интернет-зависимость и как с ней бороться, рассказывает Евгений Макушкин, доктор медицинских наук, профессор, заместитель председателя Российского общества психиатров, главный детский специалист — психиатр Минздравсоцразвития России, заместитель директора ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского».
«В настоящее время интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств. В ныне действующих МКБ-10 и DSM –IV (основная классификация психических заболеваний, принимаемая Американской психиатрической ассоциацией) ее нет. В то же время вокруг включения интернет-зависимости в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года, ведутся бурные дебаты. Ряд авторов рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.
Однако тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.
Тем более, в России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Какая бывает зависимость?
Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:
— Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
— Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.
— Игровая зависимость — разнообразные онлайн-игры и игры по сети.Формирование механизма интернет-зависимости
В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Однако механизм формирования зависимости – абсолютно такой же.
«Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия, — говорит Макушкин, — однако это не химическая, а чисто психическая зависимость».
Факторы риска
Несомненно, что не каждый ребёнок, пользующийся интернетом, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может спровоцировать зависимость. Как правило они подобны факторам риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.
Главные причины – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.Признаки интернет-зависимости
«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.
Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:
— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
— снижение успеваемости в школе,
— потеря интереса к происходящему вокруг,
— нарушения сна,
— часты резкие перепады настроения,
— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.
Профилактика интернет-зависимости
Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнять несколько несложных правил.
1. Находите время для общения с ребенком. Когда родители сажают своего ребенка за гаджеты, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами закладывают фундамент для зависимости.
2. Будьте для ребенка проводником в мире интернета, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», — говорит Макушкин. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.
3. Контролируйте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не следить тайно за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у него много интересов и хобби: книги, спорт, творчество – у него не будет оставаться много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет гораздо больше.
Важный момент: эти правила должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер или телефон, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.
Интернет – это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. Для того, чтобы у ребёнка не сформировалась интернет-зависимость, родителям необходимо находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.
Рекомендации для подростков
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек развивается.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Интернет – это всего лишь инструмент, развивающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких настоящих навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «реальном моменте», а не «в виртуальной реальности».
11. Научитесь контролировать собственное время и время нахождения в интернете.
Материал подготовила
Е. Прибылова
заведующий СП «Детская библиотека» МБУК ЦР МЦБ