Ежегодно, 27 июля, в России отмечается День памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, выдающегося русского поэта, прозаика и драматурга, одного из самых талантливых представителей интеллигенции ХIХ века, которому судьба отвела всего 13 лет творчества. Поэт был убит на дуэли 27 июля 1841 года (15 июля по старому стилю).
Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительнейших явлений в русской литературе, переоценить которое очень сложно. Михаил Лермонтов погиб, не дожив до 27 лет, однако, созданное им за эти годы в поэзии, прозе, драматургии, дало ему право войти в число великих русских писателей.
«Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский», – сказал Лев Толстой.
Его творчество получило отклик в живописи, театре, кинематографе. Сегодня его творчество широко известно во всем мире.
Помимо поэтических способностей, природа одарила Михаила Юрьевича Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, фортепиано, флейте, пел арии из своих любимых опер, сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и, если бы посвятил себя живописи – без сомнения, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом. Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, но особенно выделял двух авторов: Байрона и Пушкина. Лермонтов владел несколькими иностранными языками, французский, английский и немецкий языки знал, как родной русский, читал по-латыни, впоследствии, на Кавказе, изучал «татарский», то есть азербайджанский язык, в Грузии записывал слова грузинские. А одной из своих поэм дал грузинское название — «Мцыри».
Кавказ станет для юного Лермонтова вдохновением, второй родиной и, к сожалению, последним приютом.
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носил меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю о вас да о небе.
Творческая натура не помешала поэту связать свою жизнь с армией. По воспоминаниям однополчан, он демонстрировал храбрость и блестящее знание военного дела, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов. Он неоднократно представлялся к награде за беспримерное мужество и воинское мастерство, даже к золотой сабле «За храбрость», но имя его постоянно вычеркивалось из списка награжденных, и делал это лично император Николай I.
Со дня гибели русского классика прошло 180 лет. С тех самых пор не утихают споры о том, что стало причиной этого убийства, и кому оно было выгодно. Биографы поэта выдвигают десятки различных версий – от мистических до политических. В этой истории так много тайн, что восстановить истинную картину событий сегодня действительно очень сложно.
Поводом для дуэли стала произнесенная Лермонтовым в адрес его приятеля Николая Мартынова колкость в присутствии дам. Отставной майор любил носить кавказскую одежду и поражал воображение барышень кинжалом, который всегда висел у него на поясе.
Лермонтов посоветовал Эмилии Верзилиной, к которой оба испытывали симпатию, опасаться этого «горца с большим кинжалом». Тот не слыл задирой и никогда прежде не участвовал в дуэлях, но на этот раз почувствовал себя оскорбленным и потребовал сатисфакции. По сути, Лермонтов сам спровоцировал вызов на дуэль.
На дурной характер Лермонтова жаловались многие его современники. Говорят, его за глаза называли «ядовитой гадиной». Шутка в адрес Мартынова – далеко не единственная и относительно безобидная. Поэту давали такую характеристику: «Характера он был капризного и нервного. То услужлив до приторности и любезен, то рассеян, равнодушен и невнимателен. Он был то весел, то грустен. Мог молчать часами, а когда к нему обращались, то получали в ответ желчь и сарказм».
Некоторые считали, что поединок стал прикрытием для спланированного убийства. Во времена СССР самой популярной была версия политического «заказа» – якобы Лермонтова застрелили по приказу шефа жандармов Бенкендорфа или самого Николая I. Писали, что поэта выслали из Петербурга по распоряжению самого императора, что в Пятигорске за ним следили жандармы, а дуэль наверняка не была случайной. Другие исследователи соглашались с тем, что судьба Лермонтова была предрешена задолго до дуэли, и враги только искали повод натравить на поэта кого-нибудь из его знакомых.
Однако версию «преднамеренного убийства Лермонтова агентами Николая I» вряд ли можно считать достаточно аргументированной. Император действительно назвал стихотворение «Смерть поэта» «бесстыдным вольнодумством, более чем преступным» и выслал поэта на Кавказ в действующую армию, у него были причины для недовольства, но не для ненависти и уж тем более убийства. Попытка представить поэта жертвой самодержавия выглядит слишком надуманной. Лермонтов вряд ли был настолько опасен для императора, чтобы тот прибегнул к самым крайним мерам.
Сторонники версии спланированного убийства выдвигают также предположение о том, что на дуэли был кто-то третий, наемный убийца, притаившийся в кустах и стрелявший в поэта снизу. Причина такого объяснения – необычный характер ранения Лермонтова: пуля прошла снизу вверх под углом 35 градусов. Однако выстрел Мартынова прозвучал сразу после того, как поэт поднял руку и выстрелил в воздух. От отдачи он мог отклониться немного назад, и тогда пуля действительно могла войти под таким углом.
Еще одна версия гибели Лермонтова – это самоубийство, замаскированное под убийство. Некоторые исследователи уверены в том, что поэт сам искал смерти как своеобразного избавления от жизни, тяготившей его. Поэтому сознательно спровоцировал Мартынова на ссору и вызов на дуэль. Перед роковым выстрелом Лермонтов был спокоен, он не воспользовался своим правом дуэлянта и со словами «Стрелять в этого дурака я не буду» поднял руку вверх и выстрелил в воздух. И словно специально подставил себя под пулю Мартынова. На дуэли с де Барантом в 1840 г. он тоже выстрелил в воздух. Свою раннюю смерть он предчувствовал и словно ждал ее, о чем свидетельствуют пророческие строки многих его стихотворений. Биографы Лермонтова утверждают, что он всю жизнь был одержим страстью самоуничтожения и не раз подвергал себя риску. И делают вывод о том, что поэт сам спланировал и организовал собственную казнь.
И. Репин. Дуэль, 1897
Некоторые усматривают в гибели поэта мистику, называя его смерть последней в череде смертей «проклятого рода» Лермонтовых. Якобы никто из них не дожил до глубокой старости и не умер естественной смертью. Его дед из-за несчастной любви покончил с собой, выпив стакан «какой-то дряни», мать умерла в 21 год от чахотки, отец ушел из жизни в 44 года. И со смертью Михаила Юрьевича этот несчастный род пресекся. Мистику усматривали и в зеркальных датах рождения и смерти поэта – 1814 и 1841 гг., проводя параллели с трагическими событиями в истории всей страны, которые случились спустя столетие в это же время.
Возможно, такое множество версий возникло просто потому, что поклонникам творчества великого поэта до сих пор сложно поверить в то, что безобидная шутка могла стать причиной дуэли со смертельным исходом и оборвать жизнь Лермонтова в 26 лет.
Он был убит рядом с Пятигорском у подножия горы Машук. Лермонтова похоронили на скале у подножия горы Машук. Местный священник запретил отпевание в церкви и похороны на кладбище, поскольку умершего на дуэли приравнивали к самоубийце. На могиле не было креста.
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, со смертью Миши постарела сразу на 20 лет, вместе с ним умерла и единственная радость в ее жизни. По ее распоряжению прах внука перевезут из Пятигорска в Тарханы.В истории мировой поэзии вряд ли можно найти другого поэта, который прожил бы такую короткую жизнь и успел бы написать столько замечательных произведений. Как яркая комета, он проблеснул на небосклоне русской культуры и оставил ослепительный след.
Лермонтов погиб, оставив нам в наследство свои произведения, уникальные по музыкальности, живописности, разнообразию, по совершенству воплощения и безграничной мощи таланта.