В этом году исполняется 175 лет со дня рождения русского этнографа, антрополога и путешественника Николая Миклухо-Маклая.
Большую часть своей жизни он провел в Новой Гвинее: изучал местное население и его нравы, учил и лечил, записывал и зарисовывал уникальные наблюдения. Местные как его только не называли: и «великим предком», и даже «человеком с Луны».
«Человек с Луны» - такое название получила и книга для юных читателей, написанная Адой Чумаченко в 1939 году. Она посвящена великому русскому учёному Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю и в ней есть все, что может заинтересовать любознательного читателя: приключения, опасности и наблюдения человека, впервые попавшего в Новую Гвинею.
Учёный, добившийся мировой известности и заслуживший уважение учёного общества, прожил очень сложную жизнь. Николай Миклухо-Маклай родился в Новгородской губернии в семье начальника пассажирской станции. Отец – Николай Ильич – очень серьёзно подошёл к вопросу воспитания и образования своих детей. Он считал, что они должны быть развиты всесторонне, поэтому приглашал домой учителей и по литературе, и по иностранным языкам, и по музыке, а также по живописи.
Но в 1857 году пришла беда: глава семьи умер и с этих пор Николай Николаевич Миклухо-Маклай узнал, что такое бедность и нужда. Начиная с девятилетнего возраста он научился отказывать себе во всём кроме новых знаний. К ним будущий учёный всегда питал страсть. Помимо стремления к познанию нового Николай Николаевич с юношества стремился защищать угнетённых, бороться за справедливость.
Так получилось, что он был отчислен из Петербургского университета, где обучался на физико-математическом факультете. Более того, ему было запрещено поступать в какой бы то ни было другой университет России. Причиной послужило частое участие Миклухо-Маклая в студенческих политичных движениях. С большим трудом удалось его матери добиться разрешения отправить Николая в Германию.
Здесь, испытывая огромные материальные трудности, Николай Николаевич тем не менее определился со своим кругом интересов: его заинтересовала сравнительная анатомия, проблема изменения форм организмов под воздействием внешней среды. Учёный, к 20 годам уже побывавший в экспедициях в Северо-западной Африке и на Канарских островах, принял решение исследовать малоизвестные тогда народы Океании и Австралии.
Общество пришло в ужас, когда стало известно о подготовке научной экспедиции к «людоедам», но Николай Николаевич был непреклонен. Все свои силы он положил на возможность отправиться в Новую Гвинею. Около года заняла подготовка путешествия, на которое научное общество выделило довольно малую сумму. Моряки «Витязя» – корвета, доставившего учёного на Новую Гвинею, – вспоминали, что оставаясь на Новой Гвинее, Миклухо-Маклай имел всего два пуда (примерно 32 кг) рису.
Наконец, 27 сентября 1871 года русский учёный остался один на незнакомой, неизведанной земле. Помимо решения очень серьёзного вопроса о выживании, Миклухо-Маклаю надо было решить следующую важную задачу: как найти общий язык с незнакомым народом? Как войти к ним в доверие, показать, что ты дружелюбно настроен, но и самому не стать жертвой недопонимания?
О первой встрече с папуасами ходят легенды. Вот как сам учёный описывает её: «Небольшая толпа окружила меня; двое или трое говорили очень громко, как-то враждебно поглядывая на меня. При этом, как бы в подкрепление своих слов, они размахивали копьями. Один из них вдруг размахнулся копьём и еле-еле не попал мне в глаз или нос». Что делать в такой ситуации? Миклухо-Маклай отошёл в сторону, лёг на землю и… уснул. После пробуждения учёный увидел всё ту же группу местных жителей, но подозрение и агрессия на их лицах уступила место удивлению и заинтересованности. Первый шаг был сделан. В дальнейшем Николай Николаевич был очень аккуратен и тактичен: он очень редко навещал аборигенов, чтобы не показаться им слишком назойливым. Постепенно, с большим трудом учёный выучил местный язык, начал понимать разные обряды и традиции. Он лечил жителей окрестных деревень, дал им гвозди, ножи, топоры, научил выращивать дыни, тыквы, папайю, кукурузу. Миклухо-Маклай стал настоящим другом местного племени, они относились к нему с большим уважением и привязанностью.
Два с половиной года прожил на северо-восточном побережье Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие папуасов. Маклай боролся против работорговли, разработал проект создания на Новой Гвинее независимого Папуасского Союза и хотел организовать на острове вольную русскую колонию.
Русского учёного и сейчас почитают в тех краях. Говорят, что жители островов до сих пор верят, что «Человек с Луны» – такое ему дали прозвище аборигены – когда-нибудь вернётся.
Вклад Миклухо-Маклая в науки о человеке и этносах огромен. В своих путешествиях он собрал множество данных о народах Индонезии и Малайи, Филиппин, Австралии, Меланезии, Микронезии и западной Полинезии.
Многие наблюдения путешественника, отличающиеся большим уровнем точности, и в настоящее время остаются практически единственными материалами по этнографии некоторых островов Океании.
Как антрополог Миклухо-Маклай проявил себя борцом против всех «теорий», постулирующих расовое неравенство, против концепций «низших» и «высших» рас.
Между тем, великий путешественник прожил недолгую жизнь. Годы лишений на Новой Гвинее сильно подорвали и без того слабое здоровье Миклухо-Маклая. Он умер 2 апреля 1888 года в возрасте 41 года.
В 2013 году благодаря Русскому географическому обществу свет увидел множество книг о великих путешественниках и первооткрывателях. Отдельный том серии «Великие русские путешественники» посвящён Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю. Вы сможете не только увидеть всё происходившее его глазами, но и познакомиться с его зарисовками и фотографиями природы, людей, предметов быта.