5 июля исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Владимировича Образцова, уникального человека, отдавшего почти 70 лет своей жизни любимому делу и своему кукольному театру. А 16 сентября отметит юбилей Детский театр кукол имени Сергея Образцова: ему исполнится 90 лет.
Сергей Образцов родился в Москве в 1901 году. Родители его никакого отношения к театру не имели и мечтали, чтобы у сына была серьезная профессия. А сын оказался очень творчески одаренным. Впрочем, поначалу и сам Сергей не собирался становиться артистом - его с детства привлекала живопись, он страстно хотел стать художником.
Однажды мама купила пятилетнему Сереже Образцову в магазине японских товаров смешную куклу: маленькая головка с дырочкой внизу для пальца и халатик, похожий на перчатку. Она была похожа на обычную игрушку, но стоило надеть ее на руку, как начиналось волшебство. Игрушка оживала, она могла помахать рукой, кивнуть, расхохотаться, заплакать или пуститься в пляс.
И тогда мальчик понял, что кукла может быть живой, а спустя пару десятилетий убедил в этом всех.
Во время учебы во ВХУТЕМАС в 1920 году вместе с друзьями занялся изготовлением кукол. Так появился тряпичный перчаточный Негритенок, который остался с Образцовым на долгое время и стал любимцем публики.
Позже он смастерил из папье-маше своего Тяпу — любимую куклу с лицом удивленного малыша. «Самый старый живой ребенок в мире», — говорил он о Тяпе спустя десятилетия. С ним Образцов не расставался до конца жизни: Тяпа ездил с ним на все гастроли.
А в 1931-м году был создан Театр. Его создали 12 человек, а возглавил Сергей Владимирович Образцов – человек, поднявший кукольное искусство на высочайший уровень.
Целых четыре года у Театра не было своего дома: репетировали в Доме художественного воспитания детей, играли на разных площадках, используя переносную ширму. В 1936-м Театру выделили здание на площади Маяковского (сейчас Триумфальная). Первым спектаклем на новой сцене стал «Кот в сапогах». Через год здесь открыли свою библиотеку и первый в стране Музей театральных кукол. Туда попадали куклы, отыгравшие свое.
Не одно поколение зрителей радуют смешные перчаточные куклы и золотое смеющееся солнце из спектакля «По щучьему велению».
Вот уже 80 лет на сцене театра — грациозные тростевые куклы спектакля «Волшебная лампа Аладдина» — одного из самых красивых кукольных спектаклей с восточным колоритом, золотыми дворцами и волшебством чудесных превращений. В нем впервые в стране использовали тростевые куклы — настоящее новшество. Трехметровый джинн Кашкаш — самая большая кукла театра.
Вскоре и кукла, и сама постановка прославились на всю страну. Спектакль был рассчитан скорее на подростков и взрослых — малыши боялись страшного джинна.
Когда в в начале войны в здание театра в Москве попала бомба, большинство актеров эвакуировались в Новосибирск. Там создали базу, где солдат учили изготавливать кукол и управляться с ними. Кроме того, в этом городе состоялась премьера спектакля «Король-олень» по сказке Карло Гоцци.
В годы Великой Отечественной войны Сергей Образцов создал 16 концертных бригад, которые выступали на фронте. Солдатам показывали «Сон Гитлера», «Над крышей Берлина» и другие постановки. Сам Образцов в костюме Пьеро выступал с куклой «Муссолини». Представления устраивали и для мирных жителей в Поволжье, Сибири, Казахстане. В 1946 году Сергея Образцова наградили Сталинской премией и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Послевоенное время ознаменовалось для театра появлением еще одного спектакля-легенды, задуманного Образцовым до войны. Знаменитый шедевр мастера кукольных дел — сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт»— в 1946 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое известное в мире русское кукольное представление XX века. Его сыграли больше 10 тысяч раз в разных странах мира.
Главный персонаж — бесподобный конферансье Эдуард Апломбов. Не поднимая томных век на публику, он заставляет ее плакать от смеха. Первым исполнителем этой роли стал Зиновий Гердт — именно его голос сделал Апломбова незабываемым.
В 1970 году Театру кукол дали новое здание — на Садовой-Самотечной улице. Новый, специально построенный для театра дом Образцов попросил украсить необычным часовым механизмом: каждый час в нем кричит петух, а из домика на фасаде под мелодию «Во саду ли, в огороде» выезжает фигурка сказочного персонажа. В полдень из своих дверок одновременно выходят 12 кукол.
Это действительно невероятная, ювелирная по исполнению система, продуманная до мелочей. Идея создания такой красоты размером три на четыре метра принадлежит Образцову: серые бетонные стены казались ему слишком непривлекательными для детского театра.
Звание академического театр получил в 1981-м. К этому времени и он сам, и куклы превратились в звезд, которым рукоплескали Софи Лорен, Индира Ганди, Ив Монтан и многие другие известные личности. К театру стала присматриваться Европа, а потом и США — спектакли показали и там. Зарубежных зрителей в первую очередь подкупала манера общения Образцова с залом.
У Сергея Владимировича было много наград, но самой ценной и любимой для него была награда, присужденная ему польскими детьми — это Орден Улыбки. А лучшим памятником С. В. Образцову всегда был и есть детский восторг и взрослый смех!