На пятидесятый день после Пасхи отмечался праздник Святой Троицы. Библия гласит, что именно в этот день Святой дух сошел на апостолов. Ученики получили способности проповедовать слово Христово. Поэтому праздник этот иначе называют Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа.
«На Троицу за травой ходют… За травой больше дитишки ходили, ну, уж у каво нету дитей – сами». На кладбище носили яйца, окрашенные в желтый или зеленый цвет (листьями крапивы или травой «гусиные лапки»); на могильные кресты привязывали ветки карагача (вяза), поминали умерших. Полы жилищ и церкви посыпали чебрецом. Храмы украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол, прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов. Украшали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома. Курень преображался, наполняясь запахом зеленого луга, размятой сырой травой. Обычай приносить в дома и храмы зелень символизирует «всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа».
Праздник Святой Троицы праздновался на Дону красочно и светло. Храмы в этот день украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви принимали нарядный вид, наполнялись запахами цветов и трав. В этот день в храме прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов и имеет целебные свойства. Украшали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома. Курень преображался, наполняясь запахом зеленого луга, размятой сырой травой. Обычай приносить в Троицын день в дома и храмы зелень символизирует «всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа».Библейская легенда повествует о том, что на пятидесятый день после Христова Воскресения на его учеников-апостолов сошел святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда ими не изучавшиеся. Это было указание Бога-отца нести весть о христианстве «всем народом и языкам». Эта легенда подтверждает существование пресвятой Торицы: Бог-отец, Бог- сын и Бог-дух святой. Таков религиозный смысл этого праздника. А на Руси Троица слилась с древнеславянским праздником – Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета и приходился на четверг седьмой недели после Пасхи. С этим праздником связано много поверий и суеверий. Юную девушку в начале взрослой жизни напоминает природа накануне буйного летнего цветения. Потому и считалась Троица «девичьим» праздником. Некоторые Троицкие обряды должны были совершаться только девушками при отсутствии мужчин любого возраста.
Именно в Троицу было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни. На верхнем Дону водились хороводы – «Улицы». А на нижнем и среднем Дону отдавались предпочтения танцам под названием «Белорыбица». Из игр и развлечений в большом почете были качели, «горелки», лапта. В наибольшей степени трехчастная структура казачьей общины (дети-взрослые-старые), а также половозрастное распределение обрядовых ролей и функций представлены в троичном обычае «ссыпок». «Ссыпками» на Дону называли общественные гулянья и на Троицу, и на другие праздники. По сведениям, собранным в 80-х гг. XIX в. А. Казминым, в старину эти гулянья проходили на лугу, где собиралась вся станица «от мала до велика». Здесь разбивались «на три круга»: малолетних, взрослых и стариков, после чего начинался пир, в котором «все участвовали припасами или деньгами». Во всех этих кругах женщины принимали равное участие. Старики «вели беседу», дети готовили бузу — сладкий напиток из корня солодки, изюма и других ягод («взрослые ссыпались с водкой и песнями, а дети – сами в саду с ситром».
Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. Она одевается в зеленый наряд раньше всех, еще древние славяне считали, сто береза обладает особенной жизненной силой. Березками украшали дома и храмы. У молодой сочной березки выбирали место, чтобы водить хороводы. С березой связан и обычай завивания венков. В Семик ветки связывали в кольцо, загадывая судьбу. Можно было завить венок на себя, а можно – на кого-то другого. На Троицу смотрели, что стало с венком. Если ветки не развились – у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их. Через березовый венок девушки и женщины «кумились» - целовались друг с другом и становились на какое-то время подругами. Иногда эта дружба сохранялась всю последующую жизнь. Во время кумления звучали различные пожелания. Украшенную березку носили по домам девушек, а потом пускали по реке. На реку приносили и венки из цветов и березовых веток. На венках гадали - утонет – к смерти, сразу прибьется к берегу – замужество в своей деревне, проплывет дальше – идти замуж на чужую сторону, уплывет – не быть свадьбы в этом году. Было и другое: если венок уплывет, не коснувшись берега, и не утонет, то исполнятся все желания. К березке девушки приносили скатерти и устраивали трапезу. Главным блюдом этой трапезы была яичница. Ее готовили в доме, а к месту праздника приносили в глиняной посуде. Ели яичницу ложками, а потом ложку полагалось бросить над ржаным полем – как высоко ложка взлетит, такой высокой и рожь уродиться. У Троицкой березки водили хороводы, пели песни – хороводные, игровые, лирические. Наиболее популярной была известная многим с детства «Во поле березка стояла». Пели частушки и «страдания» - некоторые из них сочинялись тут же, во время гулянья.
На Дону отмечались и другие праздники. Особо известными были Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Покрова.