Здравствуйте, дорогие читатели! А вы знаете, что хлысты, или христы, были одной из самых известных сект до революции наряду со скопцами или молоканами. Они были распространены по всей территории России, и о них существовал стойкий стереотип, что они устраивают массовые оргии.
Секта хлыстов не давала покоя властям в XVIII и XIX веках, завораживала крупнейших русских литераторов Серебряного века и до сих пор вызывает повышенный интерес как у специалистов, так и у широкой публики. Посвященные хлыстам исследования выходят всё чаще, и благодаря им мы можем не только узнать больше о самой этой секте, но и взглянуть по-другому на историю и культуру России в целом.
До сих пор неизвестно происхождение их названия. Одни считают, что они хлестали друг друга, другие убеждены в том, что хлысты считали себя Христами. Второй вариант ближе к истине. Хлысты верили в то, что Христос или Богородица могут воплотиться в человеке, это противоречило официальной религии, за что церковь постоянно их преследовала.
Андрей Белый посвятил сектантам роман «Серебряный голубь». Василий Розанов участвовал в общем хлыстовском чаепитии и написал о них книгу «Апокалипсическая секта». Николай Клюев выставлял себя человеком, вышедшим из хлыстовской среды. Хлыстовщина завораживала и Михаила Пришвина, и Алексея Ремизова, и Вячеслава Иванова, и Дмитрия Мережковского с Зинаидой Гиппиус.
После революции согласно декрету от 2 февраля 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» оказались легализованы многочисленные российские секты, в том числе и христововеры. Впрочем, законодательный запрет на деятельность хлыстовских общин в нашей стране был восстановлен при Сталине в 1929 году. С этого момента лидеры христововеров снова перешли на нелегальное положение - так же, как это с ними было при царском режиме. Большинство из них были выявлены агентурой НКВД и впоследствии расстреляны. Однако не так давно из архивных источников стало известно, что некоторым из хлыстовских пророков удалось проработать в подполье вплоть до середины XX столетия. В России сейчас имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе.