Здравствуйте, дорогие читатели! Андрей Платонович Платонов вошел в историю литературы с такими шедеврами, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», «В прекрасном и яростном мире». Но мало кому известно, что Платонов был участником Великой Отечественной войны, на которую ушел в августе 1941 года добровольцем. На фронте писатель служил корреспондентом «Красной звезды», но не только авторучка была его основным оружием – он наравне со всеми принимал участие в боях. От рядового он дослужился до майора. Он воевал на подступах к столице и был награжден медалью «За оборону Москвы».
Платонов внимательно наблюдал за тем, как общаются между собой бойцы во время затишья, интересовался их бытом. В этих моментах он находил вдохновение для своих рассказов и военных очерков. Военная тема стала основной в его произведениях.
Один из шедевров военной прозы Платонова – рассказ «Одухотворённые люди (Рассказ о небольшом сражении под Севастополем)». В письме жене от 10 августа 1942 года Платонов сообщал: «Самая важная моя работа сейчас: пишу повесть о пяти моряках-севастопольцах. Помнишь – о тех, которые, обвязав себя гранатами, бросились под танки врага. Это, по-моему, самый великий эпизод войны, и мне поручено сделать из него достойное памяти этих моряков произведение. Я пишу о них со всей энергией духа, какая только есть во мне.
И это произведение, если оно удастся, самого меня хоть отдалённо приблизит к душам погибших героев. Мне кажется, что мне кое-что удаётся, потому что мною руководит воодушевление их подвига, и я работаю, обливая иногда слезами рукопись, но это не слёзы слабости. <…> У меня получается нечто вроде Реквиема в прозе».
Каждый из военных рассказов добавляет и уточняет что-то очень важное в открытии главного духовного знания о базовом источнике победы народа в этой страшной войне, о законе любви.
К сожалению, послевоенные годы оказались для писателя не самыми легкими – переписывание народных сказок одно время являлось единственным заработком Андрея. Андрей Платонов умер от туберкулеза 5 января 1951 года. Последним приютом писателя стало Армянское кладбище Москвы.