Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о памятниках Николаю Васильевичу Гоголю. Первый памятник Гоголю создал Н. Андреев к столетию со дня рождения писателя. Сначала он размещался в начале Гоголевского бульвара. Второй памятник работы Н. Томского появился на месте первого в год столетия со дня смерти Гоголя.
Памятники контрастны по стилю и эмоциональному впечатлению: монумент по случаю рождения запечатлевает посмертный образ писателя, а памятник ко дню смерти показывает его в самом расцвете сил. Идея установки памятника Гоголю в Москве возникла после открытия памятника Пушкину. В августе 1880 года по инициативе Общества любителей российской словесности начался сбор средств. Необходимую сумму в 70 000 рублей набрали только к 1896 году. Тогда же открыли конкурс, по условиям которого памятник должен был представлять бронзовое изваяние Николая Васильевича Гоголя в сидячем положении, в костюме времени жизни писателя. Памятник открыли 26 апреля 1909 года. Публики было так много, что в близлежащих домах комнаты с видом на бульвар сдавали за баснословные по тем временам суммы. В 12 часов 39 минут с памятника сдернули пелену, и воцарилась гробовая тишина — зрители были поражены. Они не были готовы к такому Гоголю — опустошенному до отчаянья. Скульптор изобразил писателя в последние дни его жизни — сгорбленным, разочарованным, погруженным в себя, утратившим веру в жизнь, в шаге от страшного конца. Это не был Гоголь, которого знали и любили миллионы. На памятник сразу же обрушилась волна критики.
Памятник мало кого оставлял равнодушным и в советское время, хотя в 1924 году он был включен в «Список зданий, памятников, имеющих историко-художественное значение по Москве и Московской губернии». Печальная фигура Гоголя довольно сильно досаждала Иосифу Сталину, который проезжал мимо нее из Кремля на Кунцевскую дачу. В мае 1936 года было решено демонтировать памятник и заменить его новым — «отражающим подлинный облик великого русского писателя-сатирика».
Год спустя на Гоголевском бульваре установили новую статую работы скульптора Николая Томского и архитектора Льва Голубовского. Теперь писатель стоял по всем правилам: во весь рост на высоком постаменте с помпезной надписью «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». При этом на старом месте остались выполненные Андреевым решетки ограждения и четыре необычных фонаря с основанием в виде удерживающих шар львов, как две капли воды похожих на своих знаменитых сородичей с ограды Английского клуба на Тверской улице (сейчас — Музей современной истории России), постоянным посетителем которого был Гоголь.
Москвичи новый памятник сперва тоже восприняли в штыки. Однако со временем к стоящему Гоголю привыкли и в его облике начали находить что-то иное.
А Андреевский Гоголь в 1956 году совершил еще один переезд — во двор исторического особняка на Суворовском бульваре (теперь — Никитский), в котором прошли последние годы жизни классика. Сейчас уже сложно представить, что этот памятник когда-то стоял в другом месте — настолько органично он смотрится по соседству с домом, в котором Николай Васильевич переживал неудачу сватовства к Анне Виельгорской, сжег беловую рукопись второго тома «Мертвых душ» и закончил свой земной путь.
Библиограф: Процай Светлана.