Иду туда – в изломанную рощу,
Рубеж исходный для атак,
Где быть убитым было проще,
Чем как-то раздобыть табак.
(В. Кондратьев)
Кондратьев Вячеслав Леонидович родился в интеллигентной и образованной семье. Отец был инженером-путейцем, мать работала в библиотеке. В 1922 году семейство переехало в Москву. Еще с раннего детства мальчик испытывал невероятный интерес к искусству и литературе. После успешной учебы в школе, в 1939 году Вячеслав поступил в Московский архитектурный институт, но практически сразу же, с первого курса был призван в армию.
Служба Вячеслава Кондратьева проходила на Дальнем Востоке в железнодорожных войсках. В декабре 1941 года Вячеслав Леонидович был направлен на фронт, где воевал в составе стрелковой бригады, которая вела ожесточенные бои под Ржевом. Получив во время них в феврале 1942 года свое первое ранение, был комиссован и награжден почетной медалью «За отвагу». В дальнейшем Кондратьев продолжал воевать в железнодорожных войсках, но вскоре снова был тяжело ранен под Невелом в октябре 1943 года. Пробыв полгода в госпитале на излечении, в марте 1944 года был комиссован с инвалидностью.
Именно этот жизненный отрезок стал основополагающим периодом в становлении Кондратьева как личности и как писателя. В эти суровые годы постепенно созревали его литературные планы. После войны Вячеслав Кондратьев заочно учился в Полиграфическом институте, получил специальность художник-оформитель. Окончив его, долгое время работал по профессии. Постепенно начал пробовать свои силы на писательском поприще, но первые его попытки оказались неудачными. Упорство и сила воли, а также неугасающее желание писать помогали писателю идти вперед и не сдаваться.
В 70-е годы встреча и знакомство с Константином Симоновым помогли опубликовать в журнале «Дружба народов» самое лучшее произведение Вячеслава Кондратьева — повесть «Сашка» с предисловием Симонова., который радовался появлению «Сашки» так, словно это было его собственное произведение, с величайшим трудом пробившееся на журнальные страницы. Он хорошо знал цену правды о войне – и как нелегко она писателю дается, и как непрост ее путь к читателю... Эта книга сразу же прославила своего автора на всю страну и выдвинула его в ряд ведущих писателей на военную тематику.
В повести рассказывается о простом солдате, который испытав на себе все ужасы войны, сумел остаться добрым и справедливым человеком. Автор создал превосходный образ молодого человека, в котором воплотил в жизнь все самые лучшие черты своего поколения. Простодушие Сашки, скромность, жизнестойкость, его позиция по отношению к пленному немцу, в котором герой видит в первую очередь, человека, а не врага, все эти качества не могли оставить равнодушными читателей.
Книгу по достоинству оценили уже известные в то время писатели: В. П. Некрасов, В. П. Астафьев, В. В. Быков, А. М. Адамович, Г. Я. Бакланов и другие. Повесть «Сашка», как и большинство произведений писателя, является автобиографичной.
Литературный дебют Кондратьева был явлением неожиданным, совершенно уже нежданным – прецедентов не было. В столь зрелом возрасте! Через год после публикации «Сашки» Кондратьеву стукнуло шестьдесят, у него в руках была серьезная профессия художника-оформителя, которая кормила его не одно десятилетие.
То, что он стал писать о войне, было не только литературной задачей, но и смыслом и оправданием его жизни, выполнением долга. О силе этого чувства, об одержимости автора свидетельствует такой факт: не напечатав еще ни одной строки из написанного, не имея никаких гарантий, что какое-нибудь из его произведений увидит свет, Кондратьев продолжал писать повесть за повестью, рассказ за рассказом.
Все повести и рассказы Вячеслава Кондратьева имеют особенность прорастать друг в друга. Каждое из его произведений вполне самостоятельно, но в то же время между ними существуют скрытые внутренние и вместе с тем очевидные сюжеты. К примеру, один и тот же бой может описываться, как переживаемое героями на настоящий момент событие, а может упоминаться уже в их воспоминаниях. Или некоторые герои одной повести переходят в другую.
Прозу Кондратьева критики называли «ржевской». Она представляла собой некую своеобразную, но достаточно цельную структуру. Охваченное ей пространство было совсем небольшим: редеющий в атаках батальон, несколько близлежащих деревень и поле, за которым находилась немецкая оборона. Именно это поле, на котором повсюду виднелись воронки от мин, бомб и снарядов, лежали неубранные трупы, и есть центр художественной вселенной Кондратьева, представляющее собой эпическую картину жестокой народной войны.
23 сентября 1993 году произошла трагедия. Может случайно, по неосторожности, а может, не желая терпеть продолжительную мучительную болезнь, писатель покончил с собой, смертельно ранив себя. Записки его с объяснением причин добровольного ухода из жизни у нас нет. Но он оставил многочисленные статьи и интервью, где излил состояние своей души в те неимоверно тяжелые для него два года.
«Умер» и «Покончил с собой». «Несчастный случай» и «Самоубийство». Это из разных газетных заметок. Одна газета даже опубликовала заголовок: «Тайна смерти Кондратьева окутана мраком».
Рассказывает брат писателя Ф. Кондратьев:
«У Вячеслава был тяжелый гипертонический криз. Врач настоятельно рекомендовал строгий постельный режим, иначе мог развиться паралич. Вячеслав всегда боялся предсмертной беспомощности, больше всего он не хотел быть обузой для близких. Он много раз говорил мне, как важно уловить момент, когда еще сможешь предотвратить ужас беспомощности, но при этом не лишишь себя жизни раньше времени.
В тот день, встав с постели после ухода врача, он почувствовал слабость в руке и ноге и понял, что роковой момент наступил. У него в кабинете всегда было много оружия, он начал его коллекционировать еще до войны. Сказав жене, что ему необходима какая-то книга, он с трудом дошел из спальни до кабинета, взял револьвер, но поднять его выше пояса уже не мог. Выстрел пришелся в селезенку. Он грянул на исходе темной сентябрьской ночи, и Нина Александровна, жена, спавшая в соседней комнате, мгновенно пробудившись и метнувшись к мужу, увидела его залитым кровью.
«Скорая помощь», реанимация, отчаянные усилия врачей. Через двое суток он скончался...»В его произведениях переплелись гордость и боль, трусость и отвага, воспоминание о боевой юности и о погибших однополчанах. К концу 80-х годов в его произведениях все чаще появляются размышления о судьбе страны, о том разочаровании, которое постигло многих сограждан. Но во всех его произведениях воспевается величие человека, подвиг простого солдата, на плечи которого и легла вся тяжесть войны.