Имя «первого декабриста» В. Ф. Раевского недостаточно известно современной молодёжи. Жизненная трагедия В. Ф. Раевского состоит в том, что он, приговоренный военным судом к смертной казни за вольнодумство, или, как сказали бы теперь, за инакомыслие, провёл долгие пять лет в крепостных застенках, ожидая исполнения приговора, а после его отмены — более сорока лет в сибирской ссылке. А героизм «первого декабриста», как назвали его позже, в том, что даже в этой, казалось бы, безнадёжной ситуации он выстоял, не сломался, мужественно и самоотверженно боролся за жизнь, за правду. Большую историческую и научную ценность представляет целиком состоящая из документов книга «Воспоминания В. Ф. Раевского», подготовленная к печати исследователем-литературоведом М. К. Азадовским.
28 марта (8 апреля) 1795 года в слободе Хворостянка Старооскольского уезда Курской губернии родился первый декабрист, хороший друг «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина, поэт, публицист, участник Бородинского сражения Владимир Федосеевич Раевский. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, имевшему, в том числе, и собственный герб. В Хворостянке помнят, что Раевские были добрые помещики и всегда помогали крестьянам в трудное время, давали продукты, если к ним обращались. В 2013 году дворянскую усадьбу Раевских, где прошли первые восемь лет жизни Владимира Федосеевича, отреставрировали, и сейчас это памятник архитектуры регионального значения, где расположились музей, рассказывающий о жизни первого декабриста, библиотека, детская музыкальная школа и Дом ремёсел. Для получения образования Владимира Раевского отправляют из родных мест в Москву, в благородный пансион при Московском университете. К концу обучения Раевский обладал глубокими познаниями в области отечественной и мировой истории и литературы, географии, в совершенстве овладел французским и немецким языками. Годы учёбы стали хорошей школой умственного и нравственного развития. Владимир Раевский старался не обмануть надежд, возлагаемых на него отцом. Будучи зачисленным в 1811 году после окончания пансиона в Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе в Петербурге, он проявлял прилежание к военным наукам.
«Один в поле не воин», — гласит русская пословица. Но Владимир Федосеевич оказался именно таким одиноким борцом с ударами судьбы. Горькому одиночеству посвящены строки стихотворения «Песнь невольника», созданного в начале 1820–х годов:
Пенаты добрые, отчизны берег милый,
Поля родимые, где в юности счастливой
Мой век с беспечностью покойно, мирно тек,
Простите навсегда! Окованный цепями,
Я скорбь делю с слезами,
Я сир и одинок».
Но жалобы на судьбу — это удел лирического героя стихотворения. Сам же Раевский в любых, самых сложных жизненных перипетиях оставался гордым, не покорившимся, не опустившим головы воином. Он ни разу не позволил себе уныния, смирения и прекращения борьбы. Ни на Бородинском поле в 1812 году... Ни 5 февраля 1822 года при аресте генералом Сабанеевым, о котором он в своих «Воспоминаниях» писал: «Этот роковой час 12-й решил участь всей остальной жизни моей. Мне был 27-й год. Этим арестом кончилась моя светлая, общественная жизнь — началась новая, можно сказать, подземная, тюремная. После жизни военной и тюремной… началась жизнь ссыльная…» Ни при объявлении приговора о взыскании тысячи семисот шестнадцати рублей и четырёх копеек, истраченных на прогоны в связи с судебным процессом и «лишении живота», — приговора, который он смог опротестовать… Ни в ссылке, оказавшись вдали от остальных декабристов, которые, как могли, поддерживали друг друга, получая помощь от родственников… Ни во время последней поездки в отчий дом для получения своей доли наследства, на которое он, как оказалось, уже не смог претендовать, потому что оно было растрачено неразумным управлением брата Петра и поделено между замужними сёстрами, не пожелавшими помочь старшему брату…
Владимир Федосеевич обладал незаурядными организаторскими и педагогическими способностями. Находясь в ссылке, Раевский продолжал педагогическую деятельность: учил грамоте крестьянских детей. Он женился на крещёной бурятке Евдокии Моисеевне Середкиной, хлебопашествовал, огородничал: устроил парники, выращивал арбузы и дыни; купил мельницу, завел лошадей; крестьянское общество поручило ему, как грамотному и умелому человеку, вести общую торговлю.
В Сибири он продолжал писать стихи. Одно из самых сильных, выстраданных его произведений — стихотворение «Мой милый друг, твой час пробил», известное под названием «К дочери» (1848). Это обращение к молодому поколению, которое должно правильно оценить сделанное отцами, сберечь и продолжить их дело. В центре творчества Раевского — образ «певца в темнице», сурового спартанца, непреклонного борца за свои идеалы, не склонившего «рамен с главою» ни перед людьми, ни перед судьбою. Вопреки всем ударам рока, В. Ф. Раевский не пал духом, остался верен себе, своим идеалам и ценностям до конца.