Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей молокан и попробуем понять за что русских сектантов сослали на Кавказ. Молоканство как религиозное течение появилось во второй половине XVIII-го века. В частности, датой основания считается 1765 год, когда произошло слушание Уклеина. В 1765 году Тамбовская консистория в своем донесении синоду назвала это религиозное течение «молоканиею».
Если же внимательно присмотреться к образованию молоканства, то это религиозное течение берет свои истоки еще во времена правления Ивана Грозного (годы правления которого составляют с 1547 по 1584, кроме 1575 – 1576 годов). Кроме того, одной из важных личностей, оказавших влияние на эту религию, является лекарь из Москвы Тверитинов, который делал записки про духовное христианство, и при этом информация из них и легла в основу упомянутой религии. Так, тетрадки (а писал он свои соображения именно в тетрадках) Тверитинова в дальнейшем использовались в учении молокан.
Итак, мы уже знаем, что молокане не отрицали Библию и руководствовались ею в быту и делах. Однако они не признавали всевозможных церковных обрядов, не поклонялись православным святым, их мощам и изображениям. Молоканская служба представляла собой чтение священного писания и пение псалмов. Главным мотивом проповедей «духовных христиан» являлось второе пришествие Христа и последующее за этим событием наступление тысячелетнего царства, в которое, по утверждению молокан, попадут только истинно верующие христиане. Молокане терпимо относились к православию, однако вступать с православными в брак им все же запрещалось.
Понятно, что молоканство в то время не одобрялось государством. По твердому убеждению монархов, молокане, как и другие новоиспеченные религиозные течения, вносили раскол в общество и наносили немалый урон православной церкви. Тем более что имели место случаи, когда православные священники добровольно уходили в молоканские общины.
В начале XIX века Николай I издал указ, согласно которому вероисповедание молокан было отнесено к ереси. Всех мужчин, уличенных в ее распространении, император велел отправлять на воинскую службу на Кавказ. Туда же ссылали негодных к службе и представительниц женского пола. Удивительно, что при этом молоканам разрешалось проводить привычные им богослужения, но без публичности и огласки. Таким образом члены организации, признанной сектой, чувствовали себя на Кавказе достаточно свободно. К тому же среди последователей «духовного христианства» прошел слух о скором пришествии мессии неподалеку от горы Арарат. Не мудрено, что вскоре многие молокане сами желали оказаться в благодатном крае. Со временем государство стало поощрять таких добровольцев. На протяжении всего пути на Кавказ молокане получали бесплатный ночлег и корм для лошадей. Со дня прибытия в течение 2-х лет поселенцы имели право находиться на полном обеспечении местных властей. Кроме того молоканам выделяли землю до 10 десятин и бесплатный домашний скот, а также они получали льготы на выплату казенной подати до 8-ми лет. Не удивительно, что, по историческим сведениям, к 1849 году на Кавказе проживало более 65 % всех российских молокан и представителей других религиозных течений, признанных сектантскими. Кроме них туда же устремились беглые крестьяне, преступники, дезертиры и просто те, кто желал переехать.
Кроме упомянутого выше раскола, который существенно ослабевал посредством удаления молокан на Кавказ, у государства было еще множество причин для поощрительной политики в отношении переселенцев. Во-первых, по пути следования к месту их будущего пребывания данные всех молокан в обязательном порядке фиксировались, что упрощало контроль над сектантами. Во-вторых, молокане активно заселяли малоосвоенные кавказские территории. А, в-третьих, ссыльные и добровольцы развивали в этих краях всевозможные ремесла, торговлю, сельское хозяйство и другие сферы деятельности.
Молоканские общины, члены которой нашли убежище на Кавказе, и сохранившие при этом русскую самобытность, до сих представляют немалый интерес для историков и других ученых.