ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

«Родина во всём: и в пейзаже, и в домах, и в крестах на могилах, и в старине. Человек без родины — сирота. Потому что душа глубоко корнями уходит в родную почву и если вырвать её, — высохнут корни, будет перекати-поле…»
Б. Шергин

молокане ОльшанкаУ каждого человека, будь это взрослый или ребёнок, есть место, где он родился. Этот земной уголок навсегда остается с нами, в нашей памяти. Мы всегда будем стремиться вернуться в родные края, если вдруг нам, когда – то придется покинуть родную сторонку. Для нас таким отчим местом является село, родина наших предков. И в этой малой родине все святое! И труд, и жизнь, и благопожелание. Наши земляки всегда почитали эти человеческие качества. Дорога от родного порога в мир большой, а в душе традиции, обычаи предков и их история. И знание истории и культуры своей малой Родины поможет нам рассказывать нашим потомкам о людях, о традициях, о ее самых интересных страницах истории. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина».
Любимый край! Прекрасен ты сейчас. Но каким ты был раньше? Далёкие предки, теперешних жителей Ольшанки жили в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. В период церковного раскола они не признали многие долматы православной церкви, образовали секту молокан. Царское правительство начало преследовать раскольников. Молокане по распоряжению Екатерины II были высланы на южные границы России. Постепенное продвижение русских на юг, присоединение к России Северного Кавказа и Закавказья вынудило наших предков перейти границы Турции, поселиться в Карской области.
Трудно жилось русским на чужбине. Земли своей не было. Её приходилось арендовать за высокую плату у турецких феодалов. С трудом приходилось сводить концы с концами, чтобы прокормить семью, не умереть от голода. Турки старались заставить русских принять мусульманскую веру. В 1828 году в результате русско-турецкой войны Карская область отошла к России. У гонимых переселенцев появилась надежда возвратиться в родные края. На имя царя были посланы прошения. Но последовал отказ. На долгие годы пришлось расстаться с мечтой о возврате на землю своих предков. После окончания первой мировой войны Карская область снова отошла к Турции. Переселенцы вновь оказались за пределами Родины. Турецкие власти всячески притесняли русских. Горько, горько жилось на чужбине! Думали, что беспросветной жизни на чужбине не будет конца.
Но вот в России прошла Великая Октябрьская революция, закончилась гражданская война. Эти события стали поворотным пунктом в жизни изгнанников. Они обратились к В.И. Ленину и Советскому правительству с просьбой о возвращении на Родину. Наконец-то просьба была удовлетворена. Не дождались этого счастья те, которых насильно переселил царизм, дождались их потомки. Тысячи русских пришли из Турции и поселились в Закавказье и предгорьях Северного Кавказа. Уже в эти годы советское правительство решило заселить плодородные сальские степи. Прослышали об этом и те, кто недавно прибыл из Турции. Они снарядили своих делегатов посмотреть новые места. Делегатам предложили земли Целинского зерносовхоза. Отказались старики. Побоялись, что близость к железной дороге отрицательно повлияет на молодых людей. Быстро забудет молодёжь устои молоканской веры.
Двинулись дальше на север. Перед глазами проезжающих раскинулись необъятные степи. Высокая трава и ковыль покрывали землю. Гордо, подняв голову, бродили по степени стаи дроф, из под ног выскакивали стрепеты и куропатки, убегали прочь змеи и ящерицы. Вдали путники увидели одинокий дом. Оказалось, он принадлежал коннозаводчику Королькову. Старики решили осмотреть прилегающие земли. Места были дикие, мало обжитые. Нагнулся один из стариков, взял горсть земли — чернозём! Лежит она чёрная и жирная на ладони, придавишь масло потечёт. Хорошая земля — богатство крестьянина. Оно было под ногами. Трудом, хотя и и большим трудом, можно было взять в руки это богатство.
Несколько дней пробыли мужики в сальских степях, подбирая места для деревень. Теперь пора двигаться назад к своим, рассказать им подробно о богатом кладе, найденном на Дону. После долгого отсутствия посланцы возвратились в свои сёла, доложили о результатах поездки. Долго спорили: ехать или не ехать. Наконец, первые партии смельчаков двинулись на новые места.
Протокол о водворении1921 год. На новые места из Закавказья и предгорий Северного Кавказа начали переселение 35 тысяч человек. Это основатели теперешних сёл, тогда сельских советов: Ольшанского, Журавлёвского, Михайловского, Хлеборобненского.
Советское правительство предоставило переселенцам бесплатный железно-дорожный транспорт. В железнодорожных вагонах перевезли крупный и мелкий скот, домашнее имущество и людей. Первые партии переселенцев собрались на месте (теперь уже не существующего) хутора Привольный. Отсюда группами родственников до 100 семей разъезжались на облюбовавшие места.
1922 год. Примерно 100 семей поселились в расположении дома бывшего помещика Королькова. Так появилось село Ольшанка (названия хуторов соответствовали их турецким поселениям). Нелегка была жизнь первых переселенцев Ольшанки. Жалкую картину представляло наше село — два ряда землянок, глубоко сидевших в земле, а кругом необъятная степь, покрытая высокими травами. Трудно было раздобыть строительные материалы для постройки жилищ и подсобного хозяйства. Советское государство освободило переселенцев на три года от всех налогов, но полностью удовлетворить их всем необходимым не могло. Большие трудности возникли и в распашке земель. Чтобы посеять зерновые и другие культуры нужно было вспахать вековую целину.
Социальный состав населения села был разнообразен. На новые места более предприимчивые хозяева привезли больше скота, инвентаря и имущества. Они быстрее поставили на ноги своё хозяйство. Родственники всячески помогали друг другу. По другому сложилась жизнь семей бедняков, особенно тех, у кого по тем или иным причинам не было родственников. Они поселились даже в отдельном селе — Братское, недалеко от Ольшанки. Состоятельные мужики занимали главные места в религиозном братстве молокан. Из них выбирались пресвитеры. Молоканская вера являлась основой быта переселенцев.
Молокане почитали Библию, но отрицали кресты, мощи святых, не поклонялись иконам. Запрещено употребления спиртных напитков, курение табака, сквернословие, На столе - чай, сахар, лимон и рафинад. Свинину не едят, поэтому лапша варится на говядине, баранине или курице. У молоканских мужчин существовала традиция носить бороду и ходить с покрытой головой. Установили особые обряды свадеб, отпевания и похорон умерших. Тело покойника хоронили по истечению трёх суток. На похороны приезжали из дальних мест родственники, приходили односельчане. В день похорон прекращалась работа даже во время уборки урожая. После похорон устраивали поминки с «хлебом и солью и словом Божьим». Время от времени, чаще всего осенью, проводились религиозные праздники, обряды единоверцев — молокан. Ещё одно из отличий молокан — это отсутствие платы за обряды.
В настоящее время в наших сёлах сохранились молоканские общины. Люди приходят сюда, чтобы помолиться за детей, за внучат, за больных, за наше правительство, в данный момент молятся за военнослужащих, выполняющих спец операцию на Украине. Много звонков от бывших жителей села с просьбой помолиться о своём ближнем. Чтобы они провели обряды, отпели его, чтобы молились за него.
Современные молокане внешне никак не отличаются от других станичников. Носят такую же одежду, пользуются сотовыми телефонами, смотрят телевизор и ходят на выборы. Даже бороды, как это раньше было принято, практически никто из мужчин уже не носит. Только после смерти видны внешние различия — молоканские могилы отличаются от остальных.
У христиан стоят кресты, а у нас ставят домики или простые памятники. И главное отличие — у православных памятник в ногах покойника ставят, а у молокан в головах.
Сейчас, к сожалению, молоканские собрания не многочисленны.

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.