ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

Христианско-протестантское, иконоборческое движение возникло в России несколько веков назад и всегда противостояло властям и церкви. В XVIII веке оно широко распространилось среди крестьян южных, центральных губерний России и донских казаков. В Сибирь на поселение ссылали многих из них за «смущение народа».

Архиепископ Амвросий в 1785 году назвал упорных еретиков «духоборцы», люди, борющиеся против Святого Духа. Они приняли это слово, оно им понравилось, но дали ему свое толкование, вложили свой смысл и с гордостью понесли такое название, духоборцы — «борцы за дух», духовные борцы, борцы не оружием, а силой духа, «духовным мечом... Духовной Силой добра и созидания, всем разумением и всею душою».
Духоборцы (духоборы)не признавали церковь, духовенство, иконы и церковные обряды, веровали в то, что Бог в самом человеке, в душе каждого и проявляется в любви к другому человеку, ко всем людям.
Духоборцы (духоборы) отрицали государственную власть, армию, полицию, протестовали против насилия над человеком, восставали против убийства и войн, отказывались от подчинения законам, от солдатской службы, признавали равенство и братство всех людей. «...Мы стараемся не разрушать жизнь, в чем бы она ни была, в особенности человека... Человек — дивное творение Божье... Человек есть храм Бога живого и разрушать его незаконно... Бог есть Любовь...»
В начале XIX века (1801-1804) по указу императора Александра I духоборцев переселили на «Молочные воды» (на реку Молочную Таврической губернии) отовсюду из России, с Кавказа и даже из Финляндии.
В 1841 году вышло «Высочайшее повеление» Николая I «всех принадлежащих к пагубной секте духоборцев переселить в Закавказье рядом с Турцией на Мокрые горы», в Ахалкалакский уезд Тифлисской губернии недалеко от Александрополя (Ленинакана).
Ничто не сломило необыкновенно трудолюбивых, терпеливых и сильных духом людей — ни суровый климат, ни болезни, ни разбойничьи набеги. Духоборцы занимались скотоводством, земледелием даже в этой горной местности, рукоделием (в этом они непревзойденные мастера, абсолютно все для себя делали сами) и довольно скоро стали «самой, зажиточной частью населения не только Кавказа, но, пожалуй, и всей России».
Духоборцы по-прежнему твердо «вырабатывали свою веру», сохраняли обычаи, обряды и традиции достойных предков...
В апреле-июне 1895 года по многим гарнизонам, где несли царскую службу молодые духоборческие парни, прошла волна отказов от присяги, военной службы и оружия. (Матвею Лебедеву, первому бросившему оружие, поставлен памятник в Канаде.)
...В 1895 году, в ночь с 28 на 29 июня на Петров день, съехавшиеся из многих сел духоборцы у «Пещер», недалеко от села Орловки, сложили в огромную кучу все оружие и сожгли, под пение псалмов запылало пламя костра несокрушимых борцов за мир; таким небывало смелым поступком на деле доказавшим свое неуклонное противоборство с насилием и войнами.
По донесению сотника Праги правительство спешно направило два батальона пехоты и две сотни казаков. Засвистели плети и нагайки, лошадьми топтали людей. Последовала жестокая расправа с многотысячной толпой, «даже трава покраснела от крови». Затем разбои, надругательства, разорение, многолетние ссылки по татарским и другим аулам Закавказья, крепости, тюрьмы, заточение «в столбы».
Более 4 000 человек, в том числе старики, женщины, дети страдали, умирали от голода, болезней (лихорадка, «куриная слепота»), побоев, истязаний и бесконечных преследований царских властей...
В 1898 году часть гонимых и преследуемых после 1895 года духоборцев была вынуждена эмигрировать на Кипр.
12 января 1899 года в Канаду (в порт Галифакс на карантинный остров) прибыл пароход «Lake Huron» с первой партией закавказских духоборцев (более 2 000), сопровождаемый другом Л. Н. Толстого Леопольдом Антоновичем Сулержицким [1].
27 января 1899 года пароход «Lake Superior» доставил в Канаду вторую партию духоборцев, сопровождаемых Сергеем Львовичем Толстым.
В начале мая 1899 года было перевезено в Канаду более тысячи духоборцев с Кипра, оказавшегося совершенно непригодным для жизни, куда они поспешно и неудачно переселились в 1898 году.
В начале июня прибыла в Канаду четвертая партия духоборцев. Их сопровождали Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич [2] с женой Верой Михайловной.
Вынужденное переселение духоборцев на специально зафрахтованных и приспособленных собственными силами пароходах было осуществлено при деятельном участии и материальной поддержке Л. Н. Толстого (пожертвовавшего на переезд гонорар за роман «Воскресение» и рассказ «Отец Сергий»), его детей, друзей, с помощью английских квакеров.
Всего в 1899 году переселились в Канаду около 8 000 человек.
С 1899 года духоборцы стали осваивать канадские прерии, буквально на себе распахивая их. Женщины впрягались в плуг, мужчины уходили на заработки. Главным духоборцы всегда считали личную свободу. Поэтому и на чужбине у них было немало жизненных сложностей. Так, отказавшись давать присягу подданства английскому королю, они лишились своих земельных наделов в Саскачеване и других провинциях Канады. С тех пор более 100 лет живут духоборцы в Канаде. Однако не все духоборцы переселились из Закавказья в Канаду.
В 1921 году 40 молодых мужчин приехали из Закавказья в село Петровка Ростовской области для подготовки переселения остальных духоборцев на вольные целинные Сальские степи («трава была такая высокая, что не было видно даже всадника на лошади»). Зимовали они в «леску», что недалеко от теперешнего села Хлебодарное. Заготавливали лес, другие строительные материалы, доставляя их со станции Атаман (станица Егорлыкская) по бездорожью; вместе с лошадьми и подводами проваливались под лед...
В первую же зиму из 40 человек пятеро умерли (предположительно от брюшного тифа). Похоронили их там же, в «леску». Потом, в конце 60-х годов их перезахоронили на кладбище в селе Петровка.
В 1922 году более 4000 духоборцев из закавказских сел переехали в Сальские степи.
В 30-е годы уже в Советском Союзе неожиданно последовали новые репрессии духоборцев, ссылки, тюрьмы, «раскулачивание». Совсем недавно наконец реабилитированы безвинно пострадавшие.
Долгие годы о духоборцах, проживающих в России, умалчивали.
Сегодня культура духоборцев возрождается. В селе Петровка Целинского района в 1990 году открылся музей. В нем собрана старинная одежда, предметы быта, орудия труда. Многие экспонаты добыты учениками и педагогами Хлебодарненской школы Целинского района, организовавшими по началу в своей школе «Уголок истории», на базе которого проводятся уроки краеведения. Духоборцы бережно хранят и развивают свои культурные традиции. Помогают сохранять культуру духоборцев Донской центр народного творчества и областной музей краеведения. В последние годы в Целинском районе, в Ростовском областном музее краеведения, в Донской публичной библиотеке проводятся дни культуры и творчества духоборцев с участием талантливых исполнителей старинных песен. Лучшие «певчие» старшего поколения успешно участвовали в Шолоховской весне в станице Вешенской в мае 1989 года и привлекли всеобщее внимание не только своеобразным трогательным пением, но и неповторимой по красоте и сочетанию цветов старинной женской одеждой — плисывыми и голосеевыми корсетами, алыми, зеленоватыми и куповрасными суконными домоткаными юбками, занавесками, расшитыми гарусом, вышитыми нежным шелком и «махреными» платками.
В течение многих лет истинным украшением репертуара фольклорного ансамбля Ростовской консерватории были песни духоборцев, записанные в селе Петровка и других селах Целинского района.
Интересны многочисленные видеосъемки Анатолия Максака (пос. Целина), телепередачи Сергея Слепцова, Павла Мезинова («Камертон»), радиозаписи Нелли Клевчихиной, Александра Верзилина, Натальи Мещеряковой, показывающие родники разнообразного творчества духоборцев.
В настоящее время география расселения духоборцев на территории России и стран бывшего СССР такова: Целинский район Ростовской области, Тульская область (переселенцы из Закавказья с начала 90-х годов), затем Краснодарский, Ставропольский края, Орловская, Брянская области. Переселились духоборцы и в Крым, остались на Украине, единичные семьи живут и в других местах.
Надеемся, что время не сможет «погасить луч света, зажженного духоборцами».

ЛИТЕРАТУРА
1. Сулержицкий Л. А. В Америку с духоборами. — М.: Посредник, 1905; То же // Сулержицкий Л. А. Повести и рассказы. — Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л. А. Сулержицком. — М.: Искусство, 1970. — С. 168-257.
2. Бонч-Бруевич В. Д. Животная книга. Вып. 2. — СПб., 1909.
3. Бонч-Бруевич В. Д. Сектантство и старообрядчество в 1-й половине XIX века // Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения. — М., 1959. — Т. I.
4. Толстой И. В. Русские духоборцы // Что с нами происходит?: Записки современников. — М., 1989. — Вып. 1. — С. 193-211.
5. Рудиченко Т. С. «Псалмы» как жанр духоборской традиции //Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тезисы докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 1990. — С. 100-102.
6. Абрамова Т. Н. Религиозные верования и обряды духоборов (По материалам экспедиции РОМК в Целин. р-н Рост, обл., авг. 1990) // Известия Рост. обл. музея краеведения. —1997. — Вып. 7. — С. 19-25.

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.