Рождество – это праздник своеобразного обновления, очищения и благословения. Оно почиталось казаками и донскими жителями намного раньше, чем введённый Петром I Новый год. В XVII веке Новый год казаки по старинке отмечали осенью, но особенно не праздновали. Традиции пышных празднеств, карнавалов пришли на Дон в конце XVIII века, окончательно утвердившись в XIX веке. К рождественскому посту в прошлые века относились как к возможности покаяния, очищения и обновления, а в канун Рождества казаки обходили свои владения и произносили слова, передающиеся из поколения в поколение – колядки. Это пожелания богатства, процветания, здоровья.
Так, с особенным чувством казаки относились к лошадям. В рождественский сочельник хозяин первым делом посещал конюшню со словами «На коня, на кобылу, на сивую гриву, на пушистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку мяса, на рубль денег».
В XIX веке каждого, кто в чужом доме спел щедровку или колядку, а тем более принёс кутью, ждал щедрый подарок от хозяина дома. В ночь под Новый год (сейчас – старый Новый год) ряженые тоже ходили по домам и пели колядки, а утром 14 января начинали «посевать» – поздравлять с наступившим Новым годом со словами «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю». Причём посевать должен был мужчина: по поверьям, пришедший утром мужчина в дом означал обязательный переход к хорошему, улучшениям в жизни! После Рождества Христова наступали Святки. Они длились до Крещения. К Святкам готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.
Не забывали и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки. Наступал канун старого Нового года – 13 января, щедрый вечер. На Дону и по сей день жива традиция на Старый Новый год лепить вареники с сюрпризами и гадать на них. В качестве начинки использовали различные добавки, сулящие будущее тому, кому тот или иной вареник достанется. Если достался вареник с солью — к слезам, с перцем — к горьким событиям, что воспринималось как предостережение быть бдительным и осторожным. Если же вареник достался с сахаром — жизнь в этом году будет сладкой, с шерстью — к богатству, с капустой — к свадьбе. В этот вечер ходили колядовать. Большие компании ряженых обменивались пожеланиями между собой и со случайными прохожими, заходили в каждый дом. Эта традиция была под запретом в середине прошлого века, но, тем не менее, поддерживалась народом, в большей мере в сельской местности. Она была забыта в 1990-х годах, когда под видом ряженых в дома могли попасть бандиты.
На Дону, как и во всей России, старинные традиции предков вызывают интерес, уважение и передаются из поколения в поколение.