На Дону атаманов не счесть,
Но один, закалённый булатом, -
Он казачества совесть и честь –
Атаман с гордым именем Платов.
Наша минутка донского фольклора посвящена народному герою, славному атаману Всевеликого Войска Донского – Матвею Ивановичу Платову.
Василий Голубев – губернатор Ростовской области объявил 2023 год на Дону – Годом атамана Матвея Ивановича Платова. Матвей Платов – русский военнослужащий, генерал, атаман Донского казачьего войска. Участник «Бородинского» сражения. Он прошел все российские сражения периода 18-19 веков, неизменно проявлявший героизм и доблесть во славу империи. Почти 50 лет провел Платов в походах и войнах, тонко изучил все казачьи сноровки, отлично знал службу и тщательно готовил каждого казака для боя. Ему дороже всего была слава казачья!
Подвиги Платова и его донцов напоминают их потомкам, что только тот, кто сражается за честь и славу Отечества своего, за жизнь и человеческое достоинство своих детей, жён, отцов, матерей, достоин подражания и вечной памяти нынешних и будущих поколений.
Изучение Платова как казачьего атамана началось в начале XX века в трудах Савельева Е, Савелова Л, однако интерес к фольклорному образу Атамана оказался мало изучен, что делает эту тему актуальной для исследования, поэтому целью моей работы стало изучение и анализ образа атамана Платова в донских песнях. Довольно много выдающихся солдат и прославленных военачальников дала России донская земля. Их имена стали символом стойкости, храбрости, а также верности и любви к своему Отечеству. Но среди плеяды талантливых полководцев и героев, навсегда вошедших в российскую историю, хотелось бы выделить человека первой величины уроженца г. Черкасска, атамана Матвея Ивановича Платова.
Атаман Донского казачества генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов оставил о себе довольно противоречивую память, устных преданий связанных с его именем не много, зато в песнях о той поре он занял, безусловно, центральное место национального героя, опередив всех современных ему полководцев.
Пик популярности Платова приходится на начало XX века, именно в это время имя Платова запестрело в исторических сочинениях, но другие историки, и считают, что возможно (Сапожников) он и прав, если говорить о популярности этого имени в печати, но устная традиция песен о Платове широко бытовала на протяжении всего XIX века. Причем бытование их отмечено не только в казачьих регионах, но и на русском Севере, Вологодчине, Нижегородчине, Урале, Сибири и на других русских территориях.
Первое упоминание о Платове в песнях было приурочено к сражению при реке Калалах, где Платов сумел отразить семь атак, учитывая превосходство противника в двадцать раз. События этой битвы отразились в песне «Вот как хвалится-похвалится генерал Платов».Втексте песни мы можем прочесть, что атаман призывает седлать коней, выехать в чисто поле и поглядеть, «отчего наша армеюшка потревожилась». Оказывается потревожилась она от неприятеля, от «злых черкес». Песня о битве на реке Калалах изображает Платова не столько храбрым воином, сколько «ласковым» военачальником, обращающимся к своим подопечным со словами «Орлы мои сизокрылые», «соколы мои залетные», он тревожится о своей «армеюшке» и «слезноплачущим» казакам.
Платов прославился и во время Отечественной войны 1812г, его имя стало одним из самых популярных. Печать и устная молва разносили по всей империи его славу. Песни о нем как о герое 1812г. были сложены в стиле и поэтике, характерных для казачьих и солдатских песен XVIII - XIX в. В некоторых из них имя Платова как бы служит дублером другим именам. Так оно появляется в одном из списков песни «Наполеон пишет письмо Александру 1» она известна в семи записях, в них русского царя успокаивает М. Кутузов, но в одном из списков песен его заменяет Платов. Имя Платова заменяет Кутузова в сюжете «Полководец допрашивает пленного». В песне «Полководец призывает солдат победить французов», известной в двух списках, в одной записи фигурирует Кутузов, а в другой Платов. Таким образом, можно проследить тенденцию превратить Платова из подчиненного генерала-тактика в стратега, командующего, распоряжающегося всеми войсками и несущего ответственность за всю компанию.
В других песнях Платов уже не дублер, а главный персонаж. Например в таких пениях, как:
1. «От своих чистых сердец совьем Платову венец».
2. «Похвалялся вор-французик Россиюшкувзяти».
Эти песни не имеют четкой композиции, они как бы переплетаются друг с другом, из песни в песню могут переноситься целые фразы. Но все равно каждая из них несет свой смысл.
В первой песни упоминается описание битвы, прототипом которой, возможно стало Бородинское сражение. Платов изображен здесь смелым и отважным воином, «ясным соколом», «разъезжает на вороном коне». Он заботливый командир, который печется о том, чтобы его солдаты и казаки ни в чем не нуждались: «Вы пейте безмерушки зеленое вино».
Вторая песня посвящена всей компании, а не одной битве - победе русского войска над французами, в ней рассказывается, как не удалось «вору-французику Россиюшку взяти». Здесь храброму и уверенному в победе Платову противопоставлены «сенаторы» и «генералы», которые, узнав о французских притязаниях, испугались и заплакали. Платов их успокаивает и делает распоряжения по всей российской армии:«Канониры, славны бомбардиры».
Изучив и проанализировав образ атамана Платова в донских песнях, мы можем сделать следующие выводы. Народ высоко ценил дарования и храбрость знаменитого казака, считая его народным любимцем, он видели в нем героя и защитника. Платов приравнивался к кругам высшей знати из-за своего поста и имеющегося титула графа, но народ к нему относился всегда как к равному по духу и социальному положению. Почти во всех песнях атаман изображен как отважный, доблестный воин и надежный, преданный полководец.