ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

Недалеко от Полховского Майдана есть другое село,где издавна токарили посуду, делали детские игрушки и расписывали куколок-матрешек. С 60-х годов XX века матрешечный промысел в Крутце уже четко обозначился и стабильно развивался до 90-х годов.

Крутецкие матрешки, в отличие от полховмайданских, долгое время расписывались маслом, затем здесь тоже перешли на анилиновые красители.Крутецкая матрешка несколько отличается по форме и росписи от полховмайданской. У крутецских мастеров присутствует непреодолимая тяга к экспериментам, к большей свободе в выборе сюжетов, к вариативности орнаментики, к большей дробности узора, к живописному письму маслом, построенному на динамичном мазке кистью.
В Крутце какой-то мастер точит матрешек несколько вытянутой формы, другой тяготеет к более округлым объемам, некоторые подражают мериновской или сергиевопосадской формам куколок, а иная красавица столь полна, что приближается по форме к шару. Такое же разнообразие и в росписи: у кого-то изделия яркие, цветастые, кто-то любит более приглушенные и темные тона, а иные предпочитают писать в два, три цвета. Матрешки строгие и веселые, с руками и без рук, глазастые, с пушистыми густыми ресницами и глазами в виде запятой, с губками бантиком и в виде галочки, с одной косой, двумя, без кос, но с кудрями, с прямым пробором и на косой рядок. Куклы в нарядах с крупными и мелкими цветами, с завитками, точками, ромашками и со сказочными цветами дают множество вариантов композиционного решения .
В их композициях мирно соседствуют на одной поверхности анилиновые розы, листья и масляные ромашки, бутончики, крапинки. Интересная роспись получается маслом по маслу, когда поверхность матрешки покрывают слоем белил с добавлением цветных порошков-пигментов, а после высыхания расписывают узорами. Яркие получаются узоры, не хуже изделий, писаных анилином. Особую прелесть придают крутецким узорам белильные крапинки и оживки – мелкие мазки, сюжетные изображения птиц, животных; архитектурные мотивы стилистически однородно вписаны в общую орнаментальную композицию, украшающую куклу. Даже у одной мастерицы в Крутце не встретишь повторения узора. Есть матрешки с детками на руках, с домашними животными, с корзинками. У одной на руках младенцы мирно спят, у другой – маленькие детки во все глаза на белый свет глядят. Матрешки с петушком, с уточкой или лебедем, с котами или собачками, а уж вариантов цветов просто не перечесть. Неуемной фантазией художниц отличались крутецкие матрешки, яркостью, броскостью.
Смотришь на крутцовскую матрешку и видишь: мало того, что спереди вся она изукрашена, так еще и сзади, где у майданской матрешки только гладкий желтый или синий платок да красное тулово, все любовно покрыто узором. У крутецких куколок то одна коса по спине вьется, то две косы на перед спускаются. Косы эти, украшенные маленькими бантиками или большущими бантищами, придают всей композиции особое своеобразие.Образ матрешки складывается прежде всего, из общей формы, где важны отношение высоты к ширине изделия, характер абриса головы: круглого, овального, квадратного или конусообразного. Далее в форме имеет значение переход от головы к тулову или туловищу матрешки: плавный, резкий – или он вообще отсутствует, тогда голова и тулово составляют единый нерасчлененный объем. Само туловище куколки может быть стройным, вытянутым, как у полховмайданской матрешки, иметь умеренные формы, или быть равновеликим по горизонтали и вертикали, образуя тип куклы, прозванной лампочкой. Куколка может резко заканчиваться валиком или плавно переходить в некое утолщение, называемое в посудных изделиях поддоном. Внешний абрис токарной формы игрушки создает силуэт, который во многом влияет на ее образ. Следующим важным элементом в композиции матрешки является овал лица и характер прически. Лицо круглое, квадратное, овальное или с остреньким подбородком, в обрамлении кудряшек, с прямым пробором или наискосок, – все это для образного содержания также имеет значение, как и рисунок бровей, глаз, ресниц, очертания рта и цвет щек.
Застенчивость и доброжелательность, веселость и строгость, тихую печаль и лирическое настроение, задумчивость и доброту, кокетливость и страстность могут выражать лица матрешек. Особенности орнаментального симметричного, с легким нарушением симметрии – дисимметричного – или вовсе ассиметричного узора, вертикально, горизонтально или диагонально расположенного орнамента, компактного или состоящего из россыпи цветов и трав, теплого или холодного колорита – все имеет значение и влияет на образное решение куколки, определяя степень гармоничности образа и его эстетические достоинства. В этом отношении полховмайданские и крутецкие матрешки дают возможность проследить множество оригинальных композиционных решений – от примитивных до профессионально умелых и изысканных современных сувенирных образцов, в которых отражена вся палитра человеческих чувств и характеров. Сегодня рынки все более заполняет сувенирная дорогая матрешка, осмысление эстетических достоинств, характера и значения которой придет, очевидно, позднее.
В 90-х годах к изготовлению матрешек, столь популярных у иностранных туристов, наряду с народными промыслами подключилась целая армия самодеятельных и профессиональных художников: живописцев, графиков и прикладников. В начале XXI века матрешки-сувениры в авторском исполнении просто завалили рынок, и традиционные промыслы словно на время отступили, пережидая шквал конъюнктурного нашествия деревянных красавиц и кукольных образов исторических и современных политических деятелей. И в Семенове, и в Полховском Майдане появились матрешки с мультяшными лицами, на тулове которых выписаны целые картины с видами древнерусских городов, иллюстрациями к сказкам или пейзажами – не матрешки, а какие-то телевизоры-телепузики. В таком типе матрешек существенным становится не сама кукла, а изображенный на ней вид города или какого-либо памятного места, или иллюстрация к тому или иному литературному произведению.
Изготовляют нынче матрешек в Городце и в других местах, иногда поиски нового матрешечного стиля бывают удачными, иногда решения воспринимаются как компромиссные или вовсе спорные. Пройдет время, и из матрешечного моря выживут наиболее стойкие в художественно-эстетическом отношении, те, за которые проголосует народ, а главное – дети.
Матрешки – это только часть игрушечного промысла Нижегородского края, хотя и значительная. В каждом регионе края народная игрушка представлена множеством образцов и имеет свои отличительные характерные черты.

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.