3 августа исполняется 100 лет со дня рождения прозаика и драматурга, классика детской и юношеской литературы, лауреата многих литературных премий Анатолия Георгиевича Алексина. Его творчество широко известно в России и за рубежом. По версии ЮНЕСКО Анатолий Алексин вошел в тройку лучших детских писателей наряду с Марком Твеном и Аланом Милном.
Анатолий Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился в Москве в 1924 году. Его отец был преподавателем, а мать — актрисой. Детство будущего писателя прошло в Москве и на даче в Серебряном бору, где он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком.
Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году.
Анатолию было 13 лет, когда арестовали отца. Мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию.
Чтобы прокормить семью, мальчик писал стихи и заметки в газету «Пионерская правда». Гонорары за публикацию и спасали их семью.
«Это было незаконно со всех точек зрения. Во-первых, я несовершеннолетний, во-вторых, вражеский отпрыск. Напиши кто-нибудь анонимку, и ответственные люди лишились бы не только постов, но и головы. Но они не могли поступить иначе… Хотели оставаться людьми при любых обстоятельствах», – вспоминал Анатолий Георгиевич.
Через два года, в 1939 году, отца реабилитировали, и мать Анатолия снова смогла работать. В это время мальчик начал публиковаться в «Комсомольской правде» и журналах «Пионер» и «Мурзилка».
Но тут грянула война. Она стала вторым пережитым потрясением юноши.
Во время Великой Отечественной войны семья была эвакуирована на Урал. Для 16-летнего Анатолия, который поехал вместе с мамой, тоже нашлось занятие по его способностям. Парня назначили литработником новой ежедневной газеты «Крепость обороны», а вскоре и ответственным секретарём издания.
По окончании войны Анатолий Гоберман поступил в Московский институт востоковедения (индийское отделение), который окончил в 1950 году. Тогда же вышел первый сборник повестей Анатолия «Тридцать один день» под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем, под которым его сегодня знают миллионы читателей.
С тех пор он начал писать для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Его книги были очень популярны, среди них: «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «Саша и Шура», «В стране вечных каникул», «Необычайные похождения Севы Котлова».
После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает своё творчество юношеству и молодёжи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления детского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.
В повести «Мой брат играет на кларнете» девочка Женя в угоду собственному тщеславию организовывает успешную карьеру старшего брата-музыканта, лишая его и так немногих радостей, в том числе общения с понравившейся девушкой.
В произведении «Звоните и приезжайте!» повествование ведёт шестиклассник, рассказывающий о своей семье. Юный читатель вместе с главным героем переживает и страх того, что мама и папа разведутся, и гордость за отца (он врач и спас многие жизни), и первую влюблённость в одноклассницу Лилю. По этой повести Алексин впоследствии написал пьесу, за которую был удостоен первой Госпремии.
В книгах Алексина очень понятно и по-простому звучат серьёзные вещи: «Близкие люди иногда переносят операцию трудней, чем сами больные. Ведь им не дают наркоза». («Звоните и приезжайте!»), «Когда нечего сказать, легче всего разводить руками». («Мой брат играет на кларнете»), «Жить только собой — это полбеды... Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы». («Безумная Евдокия»).
Повесть «Безумная Евдокия» стала одной из самых резонансных работ в творчестве мастера пера. Во главе сюжета – отношения идеальной во всех отношениях девочки Оленьки и её странноватой классной руководительницы Евдокии Савельевны, которая никак не хочет замечать Олиных талантов, а приближает к себе только посредственность. Родители Оли вслед за дочерью осуждают женщину и потакают своей любимице. И только когда по её вине случается непоправимое, отец видит истинную суть вещей – они смотрели на всё глазами своей эгоистичной и чёрствой дочери.
До конца 70-х литератор пишет еще ряд выдающихся работ: «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность». Становится обладателем очередной Госпремии, членом редколлегии журнала «Юность». В 1980 году Алексин получает Международную премию европейских стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества. В это же время библиографию пополняет его «Собрание сочинений в трёх томах», а в 1987-м увидит свет издание «Очень страшная история и другие повести».
В статусе секретаря Союза писателей (1970-1989) Анатолий Георгиевич вёл активную общественную деятельность, в том числе и участвовал в зарубежных поездках. Так, после американского турне журналисты США окрестили писателя «русским Марком Твеном». Не раз Алексин был председателем жюри конкурса детских и юношеских фильмов Московского международного кинофестиваля. 14 лет вел в эфире центрального телевидения передачу «Лица друзей».
В 1993 году супруги Алексины иммигрировали в Израиль, поселились в Тель-Авиве. Здесь писатель работает уже в жанре взрослой прозы, публикует романы «Сага о Певзнерах» (1994) и «Смертный грех» (1995), ряд повестей и рассказов («Если бы их было двое», «Диагноз»). Детской и юношеской теме тех лет посвящены работы «Смешилка», «Не родись красивой».
Также в Израиле была издана книга его мемуаров «Перелистывая годы», обложку которой украсило их фото с супругой Татьяной. Последний рассказ мастера «Смотри мне в глаза» был опубликован в 2008 году.
Книги Анатолия Георгиевича изданы более чем на 45-ти языках, тираж которых составил более 120 млн. экземпляров, его имя включили во многие российские и зарубежные академические издания.
Известие о смерти писателя пришло из Люксембурга 1 мая 2017 года. Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни. Классик детской литературы пережил свою любимую жену Татьяну на 3 года и завещал похоронить его в Москве, рядом с его родителями на Кунцевском кладбище.
Сегодня в США Анатолия Алексина называют «русским Марком Твеном». Почему же современным детям интересно читать книжки Анатолия Алексина, что в них такого особенного? Ни космических кораблей, ни вампиров, ни волшебников, да и самых простых приключений в общем-то нет.
Наверное, все дело в честной авторской интонации, когда без единого грамма назидательности и поучений ребята получают ответы на свои бесконечные вопросы о непонятном окружающем мире. Почти все книги Алексина в советское время входили в школьную программу внеклассного чтения, и это был тот самый счастливый случай, когда без всякого принуждения дети от 8 до 13 лет с удовольствием читали их самостоятельно. На его героев хотели быть похожими все юные читатели: мальчишки и девчонки из повестей и рассказов Алексина на удивление самостоятельные и ответственные.
Анатолий Георгиевич обозначил свое писательское кредо следующим образом: «Я, как многие служители литературы и искусства, пытался своими произведениями взрастить сердечность в душах своих читателей. Служить Детству и Доброте — самое первое наше предназначение. И если мы хотим, чтобы Доброта и Красота спасли Мир, мы должны уберечь для юных ВЕЧНОЕ и не допустить, чтобы они перепутали бессмертное с модным и мимолетным».
Анатолий Георгиевич считал, что главная цель писателя — помочь людям стать добрее и лучше. Он верил, что доброта и красота могут спасти мир, и старался сохранить в сердцах своих читателей веру в вечные ценности.Книги Анатолия Алексина стали настоящими бестселлерами и вошли в перечень литературы, рекомендованной для летнего чтения в школе.
ПРИХОДИТЕ! ВЫБИРАЙТЕ! ЧИТАЙТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!