ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади известен каждому москвичу и наверняка каждому туристу, потому что с него обычно начинают знакомство с Москвой. Монумент установлен перед собором Василия Блаженного и открыт 203 года назад, в марте 1818 года.

Гражданин Минин вручает меч князю Пожарскому и призывает его собрать народное ополчение для освобождения Руси от польских интервентов. Скульптурная композиция установлена на гранитный постамент. Памятная надпись гласит: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. 1818 год".
222336695552Памятник Минину и Пожарскому стал первой в истории России скульптурной композицией, установленной не царю или полководцу, а в благодарность народным героям. Скульптурная композиция отражает патриотизм и доблесть не только двух героев России, но и всего русского народа.
История создание памятника
Идея увековечить память людей, некогда спасших Отечество, возникла спустя почти два века. В 1803 году один из членов Общества любителей словесных наук и художеств выступил с инициативой сбора средств на создание памятника Минину и Пожарскому. В 1808 году был объявлен конкурс в котором приняли участие виднейшие отечественные скульпторы и архитекторы начала XIX века (помимо И.П. Мартоса С.С. Пименов, С.Д. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин, В.И. Демут-Малиновский, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и Ж.Ф. Тома де Томон). Пальма первенства осталась за И. П. Мартосом, проект которого, значительно переработанный в сравнении с первоначальным, был признан самым удачным.
336857547В то время Мартос был уже довольно известным скульптором и преподавателем Академии художеств. Иван Петрович Мартос родился на Украине в Черниговской губернии, закончил Академию художеств с золотой медалью. После окончания Академии Мартос посетил Рим, где познакомился с искусством одной из древнейших стран мира. Искусство скульпторов Древнего Рима наложило отпечаток и на его творчество. После возвращения на Родину Мартос стал преподавателем Академии, а позже профессором и ректором. Хотя он и был первоклассным мастером, других его известных работ практически нет. Мартос часто выполнял частные заказы и специализировался на изготовлении скульптур для надгробий. Кроме памятника Минину и Пожарскому, хорошо известны лишь его скульптура Иоанна Крестителя, украшающая Казанский собор в Санкт-Петербурге, статуя императора Александра I в Таганроге и памятник Ломоносову на его родине в Холмогорах.
Как и в других своих работах, при создании памятника Минину и Пожарскому Мартос использовал элементы древней скульптуры. Для многих оказалось неожиданным, что скульптор решил «одеть» русских народных героев в античные одежды. Но по задумке мастера это отождествляло народных героев России XVII века со знаменитыми героями древности. Композиция, предложенная скульптором, также имела своё значение. Он изобразил момент, в котором староста Минин, указывая рукой на Москву, вручает меч князю Пожарскому. Этот жест символизирует призыв стать во главе ополчения. Раненый Пожарский поднимается со своего ложа, опираясь на щит – символ пробуждения израненного русского народа и готовности пожертвовать своей жизнью ради Отечества.
Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет — с 1804 по 1817 год. Для отливки памятника из бронзы Мартос избрал самого лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Екимова Василия Петровича. Литейщик отлил скульптуру целиком. На это потребовалось 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.
Постамент памятника был изготовлен известным каменотёсом Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым (1768 – после 1840-го) из трёх монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии. Высота постамента 4 метра, сама скульптура имеет высоту 4,9 метра. Скульптура изготовлена из бронзы, а вес её составляет около 20 тонн. Скульптура была изготовлена Мартосом в Петербурге и переправлена в Москву по воде.
Установить планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция. Первоначально памятник планировали разместить в Нижнем Новгороде, откуда началось восстание против агрессоров. Однако Мартос добился разрешения на установку его в Москве, где происходили основные события.
Открытие скульптурной композиции состоялось 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1818 года при стечении огромного количества людей, в присутствии императора Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича состоялось торжественное открытие памятника. Перед только что открытым монументом прошёл грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».
86868898парПарад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.
Памятник Минину и Пожарскому – первый монумент, установленный в Москве. Первоначально он располагался у верхних торговых рядов Красной площади, а по задумке автора Минин должен был указывать рукой на Московский Кремль.
Там памятник располагался до 1931 года. Летом 1931 года монумент, ставший помехой для проведения демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного).
777855554852ррпМногие специалисты отмечают удачную композицию памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Мартос сумел воплотить в нём мысли и чувства людей своего времени, лишь недавно переживших страшную Отечественную войну. Несмотря на то, что герои одеты в костюмы и сандалии античных героев, лица и фигуры их созданы в полном соответствии с русским характером и полны силы и решимости.
Памятник Минину и Пожарскому был отреставрирован в 2005 году. Некоторые предлагали вернуть его на прежнее место, однако теперь получилось бы, что нижегородский староста Козьма Минин указывает на мавзолей Ленина, и от этой идеи отказались. Зато памятнику был возвращён литой горельеф, на котором изображена сцена сражения освободителей российской столицы с иноземными захватчиками.
Сейчас памятник продолжает оставаться одной из самых известных достопримечательностей столицы. Копия памятника, созданная скульптором Зурабом Церетели, установлена на родине Минина в Нижнем Новгороде.4564785645

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.