ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

С древних времен искусством называли способность художников, артистов, литераторов выражать свой талант и пробуждать в людях эмоции, чувства и привлекать интерес к своему творению. Одним из произведений искусства являются книги.
В наш век информационных технологий и Интернета среди нас остаются люди, которые предпочитают запах типографской краски, твердый переплет и жёлтые страницы настоящей книги. Многие из нас любят держать книгу и листать шуршащие страницы. Но, к сожалению, любимая книга может истрепаться и прийти в негодное состояние.

858141401010Важное место в образовательном и воспитательном процессе занимает чтение книг, которое способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности. Сейчас почему-то меньше ценится печатная книга. Её тихонечко отодвигают всё более модифицированные гаджеты, с закачанными в них электронными книгами.
Однако представить себе процесс обучения в школе без печатной продукции невозможно. И многие ребята огорчаются, когда, например, в библиотеке им приходится брать книгу не в очень хорошем состоянии: порваны листы, пометки на страницах, страницы помяты и потрепаны, листочки выпадают. Оно и понятно, книги не новые, ими пользовалось не одно поколение школьников, и не все бережно относились к библиотечной книге. Вместе с тем, и эти «безмолвные существа» нуждаются в уходе и заботе.
Книга, книжка – это сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. Такое определение дает нам Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – КНИГА! Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Книга – лучший подарок» и т.д.
Были времена, когда не было ни букв, ни пера, но уже были гениальные писатели. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в памяти людей. Устная речь считалась единственным способом передачи знаний. Однако представителей древних цивилизаций не устраивал устный способ передачи информации. Да, народная память дает возможность достаточно долго помнить факты, легенды и рассказы, но данные искажаются, что потребовало надежных способов фиксации информации.
Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира.
Как только люди открыли для себя письменность, они тут же начинали использовать для письма любой подручный материал. Изначально они писали на коре дерева, на глиняных плиточках, на металлических листах (с момента появления металла). В Древнем Риме использовали глиняные таблички. Материал был дешевым, но из-за размера табличек тексты на них были короткими. Поэтому крупные произведения записывали на нескольких табличках, 2-4 таблички скрепляли вместе и получался кодекс (книга) из нескольких «листов». Собрания табличек существовали при храмах и царских дворцах.
56852404452540Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус, который делали из особым образом обработанных стеблей папируса, росшего в изобилии по берегам Нила. До появления пергамента и бумаги именно этот материал в основном использовался для записей. Отдельные листы склеивали в длинную полосу, свиток. На таких свитках записывали религиозные тексты, сказки, поучения, легенды, летописи.
Пергамент стал новым этапом происхождения книги, ведь был мягким, прочным и удобным, по сравнению с берестой и папирусом. Пергамент – это специальным образом обработанная кожа скота. Недостатком этого материала была дороговизна, ведь для создания одной большой книги нужно было забить целое стадо животных. За это книги были дорогими в прямом и переносном смысле.
Вначале пергамент хранили свитками. Но со временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради. Пергаментные книги делали очень тщательно и украшали. Листы окрашивали в пурпурный или черный цвет, буквы бывали серебряными или золотыми.
85824142100044На Руси изначально использовали для письма бересту, как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. Их дети учились писать, процарапывая буквы на ее белой поверхности.
Со временем в Китае была изобретена бумага, которая позже распространилась через Индию в арабский мир, а оттуда в Европу. Так постепенно книга кардинально меняла свой образ, начиная напоминать знакомый нам формат.
В те времена, до появления печатной машинки, рукописи переписывались вручную. Над одной рукописью трудилось 5 мастеров. И уже в средневековье начали появляться общественные библиотеки. Тогда, для того чтобы книги не воровали, их приковывали к столам цепью. Вот откуда на древних книгах замки и тяжелые массивные защелки.
Трудоемкий процесс создания книги вручную не мог долго устраивать общество, и в результате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. И задача тех, кто занимался текстами, очень сильно упростилась, ведь теперь можно было печатать на машинке. Но тогда книги все равно были редкостью,
В середине 16 века в эпоху царствования Ивана Грозного книгопечатание проникает в Московское государство. В 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем была завершена и вышла в свет первая точно датированная русская печатная книга: «Апостол».
Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси.
12044127744175Большинство современных книг выпускается в виде блока скрепленных (сшитых или склеенных) между собой листов, заключенных в прочную обложку. Такая форма получила название книга-кодекс и сформировалась еще до появления книгопечатания.
Книжный блок – это один из основных скрепляющих элементов книг, в нем крепятся все книжные тетради (листы, объединенные в небольшие блоки).
Самая внешняя часть книги – это суперобложка. Она присутствует не всегда, надевается на переплет или основную обложку и выполняет декоративную функцию, а также защищает переплет от загрязнений и повреждений. Суперобложка обычно изготавливается из бумаги, для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической пленкой, и удерживается при помощи загнутых клапанов. Традиционная суперобложка содержит информацию о книге.
Переплетные крышки изданий «в твердой обложке» изготавливаются из плотного картона, снаружи оклеиваются тканью, покрываются различными пленками. Дорогие издания отделывают кожей и другими подобными материалами. Для украшения переплетной крышки используют самые разнообразные материалы и технологии нанесения изображения. У книг «в мягкой обложке» переплетные крышки изготавливаются из бумаги, более плотной, чем бумага для книжного блока.
С левой стороны располагается корешок – это центральная часть книги, где скрепляются все страницы. Повреждения корешка приводят к утрате книжных листов. Корешок переплетной крышки бывает прямым или скруглённым. Иногда на него наносятся специальные рифленые декоративные элементы – бинты.
41287510758757 ллКрая переплета, как правило, выступают за границы книжного блока. Эти выступающие части называются кантами. Верхняя и нижняя часть корешка бывают украшены капталом – это соединительная тесьма, придающая переплету дополнительную прочность. К тому же каптал скрывает следы обработки внутренней части книжного блока. Специальную шелковую ленточку-закладку (называется красиво – ляссе) нынче встретишь не часто. Поэтому читатели что только не используют в качестве закладки.
Открыв переплетную крышку, мы обнаружим следующую часть книги – форзац. Это особенный элемент книги, представляющий собой плотный лист бумаги, одной стороной приклеенный к крышке. Он соединяет два важных компонента – книжный блок из листов непосредственно с переплетом. Форзаца в книге два. Один - вначале, второй - в конце. Иногда форзацы содержат художественное оформление. За форзацем идут такие редко встречающиеся сейчас части книги, как авантитул, контртитул и фронтиспис. Авантитул, как правило, содержит некоторые сведения о книге (название серии, издательство и так далее), таким образом разгружается титульный лист. Контртитул – это оборотная сторона авантитула. Содержит название книги и имя автора на языке оригинала или оставляется пустым. Иногда вместо или вместе с ними идет фронтиспис – страница с портретом автора (героя) или ключевой иллюстрацией к книге.
Ну а что там, за форзацем?.. В большинстве современных книг за ним прячется титульный лист. Здесь размещается название книги, имя автора, год издания, название издательства и так далее. На обороте титульного листа размещают подробное описание и краткое содержание – аннотацию. В некоторых книгах присутствуют шмуцтитулы – титульные листы для каждой главы (части). Обрез книжного блока сейчас украшать не принято (за исключением дорогих подарочных изданий). Ранее его покрывали краской или даже золотом.
Естественно, все эти части книги встречаются далеко не в каждом издании. Массовое книгоиздание, ориентированное на удешевление конечного продукта, стремится избавиться от излишних декоративных элементов.
45045712352424Вечного нет ничего – в том числе, конечно, книг. Любое издание, включая самое дорогое, эксклюзивное и изготовленное из особенно долговечных материалов, является весьма хрупким: его достаточно легко можно повредить. Продлить жизнь книги, дать возможность насладиться ею не одному поколению читателей, вернуть ей молодость и жизнь — задача настоящих друзей книги. В такой ситуации на помощь придут ремонт и реставрация книг.
Чем отличается ремонт от реставрации – вопрос далеко не простой. Несмотря на схожесть работ в обоих случаях, есть важное отличие между ремонтом книги и ее реставрацией.
В основе ремонта лежит желание сохранить книгу как носитель ценной информации. Поэтому в ремонте упор делают на сохранении «работоспособности» издания.
Ремонт книги включает:
- укрепление, прошивку листов в блоке, чтобы они не сыпались из переплета;
- склеивание порванных листов;
- выглаживание, порезку;
- починку переплетной крышки, замену переплета и его подклейку.
Книги следует ремонтировать, как только на них появляются первые признаки повреждения, так как сделать мелкий ремонт книги значительно проще, что заниматься её полным восстановлением. К тому же, иногда книги после ремонта становятся более прочными, чем в первоначальном состоянии.
Ремонт дает лишь небольшое обновление книге. А если издание очень старое и распадается от прикосновения, или же надо воссоздать оригинальный облик книги, то тогда уже требуется реставрация.
Реставрация книг – это целое направление в книжном деле, направленное на то, чтобы восстановить старую или поврежденную книгу как можно ближе к оригиналу. Существуют люди, специально обученные для работы в этой области, которые занимаются в основном восстановлением коллекционных изданий.
Реставрация может включать один или несколько этапов. При этом может быть заменена или отремонтирована обложка, подклеены листы, удалены пятна и еще многое другое. Особую важность в работе реставратора имеет подбор цветов и материалов, оформительские работы.
Работа с книгой всегда очень деликатна. Но в результате этой работы внешний облик будет «как у нового»: с повторением оформления, верстки, даже используемых материалов. Реставрация требует гораздо больше времени, усилий и, конечно, финансовых вложений. Но и результат иной – что важно, если речь об уникальной книге, где значение имеет и ее содержание, и ее изысканный неповторимый дизайн. Ведь реставрация – процесс, задача которого продлить жизнь книге, сохранив ее образ и энергетику.
058541758717Книга – самый древний вид хранения и передачи информации, который успел до нас дойти, поэтому наша задача беречь и сохранять эту ценность.
Вот такие основные правила обращения с книгой помогут читателям бережно относиться не только к собственным, но и к библиотечным книгам. А после того, как каждый из нас собственноручно отремонтировал книгу – желание испортить её вряд ли когда-нибудь появится.

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.