ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

Я главного слова еще не сказала,
Грядущего с прошлым узлом не связала,
А значит, меня не догнали года,
и я – молода...

27 февраля 2021 г. исполняется три года со дня смерти Ларисы Николаевны Васильевой.
Пожалуй, более красивой, свободной и независимой в жизни и творчестве, какой была Лариса Николаевна Васильева, русская литература рубежа XX-XXI веков не знает. Печататься она начала в 1957 году, но настоящую славу принесли ей не 20 сборников стихов и поэм, а вышедшая в 1993 году документальная книга «Кремлевские жены». В ее основе — работа в архивах, личные впечатления и беседы с очевидцами о «первых леди»: Крупской, Хрущевой, Брежневой, Горбачевой и других женах «вождей» народа.

Лариса Николаевна Васильева – российская поэтесса, прозаик, переводчик, драматург, создатель музея «История танка Т-34», меценат, член женского движения.
Лариса Николаевна родилась 23 ноября 1935 г. в Харькове в семье инженера Николая Алексеевича Кучеренко, одного из создателей серии танков БТ и Т-34. В 1958 г. окончила филологический факультет МГУ. 
Начала писать с детства, одно из стихотворений было опубликовано в газете «Пионерская правда». Первые «взрослые» стихи Ларисы Васильевой увидели свет в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Москва». Лариса Николаевна – автор более двадцати поэтических сборников и поэм: «Льняная луна», 1966; «Огневица», 1969; «Лебеда», «Синий сумрак», оба 1970; «Одна земля – одна любовь», 1973; «Радуга снега», 1974; «Поляна», 1975; «Огонь в окне», 1978; «Русские имена», 1980; «Василиса», 1981; «Роща», 1984; «Светильник», 1985; «Странное свойство», 1991. В своих стихах поэтесса обращается к темам войны, исторических судеб России, любви и природы, размышляет над противоречиями и сложным внутренним миром современника.
Мужем Ларисы Николаевны стал журналист и корреспондент газеты «Известия» Олег Васильев. С ним она прожила 6 лет в Великобритании. Там Лариса Николаевна написала серию очерков «Альбион и тайна времени», открывших в писательнице талант прозаика.1562066228 vasileva larisa albion i tajna vremeniВ 1983 г. вышла в свет «Книга об отце». Это роман-воспоминание о Николае Алексеевиче Кучеренко, результат упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами – танкостроителями и танкистами. Книга получила огромный читательский отклик. На основе материалов, присланных читателями, был создан домашний музей «История тридцатьчетвёрки», который 2 мая 1985 г. принял первых посетителей.
Лариса Васильева также автор многих мемуарных, публицистических и литературно-критических работ. Тему духовных ценностей и роли писателя в деле нравственного совершенствования человека раскрывает книга «15 встреч в Останкине» (1989). В её основу положены вызвавшие широкий общественный резонанс выступления по Центральному телевидению известных советских писателей В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. В. Думбадзе, В. С. Пикуля, Ч. Т. Айтматова и В. Г. Распутина. В 1993 г. вышла документальная книга «Кремлёвские жёны» с основанными на личных впечатлениях или беседах с очевидцами рассказах о Н. К. Крупской, П. С. Жемчужиной, Н. П. Хрущевой, В. П. Брежневой, Р. М. Горбачёвой и других женщинах, которым выпала доля быть жёнами «вождей» советского народа. В художественно-публицистическом исследовании «Дети Кремля» (1997) Лариса Николаевна останавливается на судьбе детей Л. Б. Каменева, И. В. Сталина, С. М. Будённого, Л. М. Кагановича, Н. С. Хрущёва и др.
В 2000 г. Лариса Васильева при поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова и губернатора Московской области Б. В. Громова инициировала вопрос о строительстве музея истории танка Т-34, который впоследствии был открыт 6 декабря 2001 г.scale 1200С 1990-х гг. Лариса Васильева активно занималась общественной деятельностью и благотворительностью: Президент Международной Лиги писательниц; член Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; профессор Ноттингемского университета (Великобритания); академик Академии российской словесности; Президент информационного содружества «Атлантида»; член жюри национальной литературной премии «Писатель года». Лариса Васильева награждена премией Московского комсомола (1967), удостоена Бунинской премии в номинации «Поэзия» за сборники стихов «Холм» и «Четыре женщины в окне» (2010). Лауреат премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина и кавалер ордена «За заслуги» III степени (2013).
Известную писательницу постигла тяжелая болезнь, бич нашего времени, скончалась она 27 февраля, борясь с онкозаболеванием. Похоронена на Троекуровском кладбище.
Стихи Ларисы Николаевны Васильевой на первый взгляд кажутся очень-очень простыми, но это — самая настоящая поэзия, потому что в её стихах есть душа и бьётся живая мысль. Вот есть же такие стихи, которые хочется… смаковать… пить по глоточку, словно хрустальную родниковую воду, перечитывать их снова и снова… Во всех её стихах звенит тонкий серебристый колокольчик, какая-то удивительная хрустальная чистота.

Русские имена

Нет, не из шёлка,
Не из ситца,
А из сурова полотна,
Что на хозяйстве пригодится,
В России сшиты имена.

Лукаво, ласково, степенно,
Легко сплетается венок:
— Алёнка!
— Леночка!
— Елена!
Голубоглазенький Ленок!

Чу – ветер дунул:
— Дуня! Дуня! –
А сам, юродивый, бегом,
Простоволосая колдунья
Идёт по лугу босиком.

Как спелый помидор
Со свёклой
Хозяева соседних гряд –
Румяный Фёдор
С белой Фёклой
На лавке рядышком сидят.

А им на встречу
Зов ненастья,
То затихая, то трубя:
— Спасите!
Утопилась Настя!
Ивана до смерти любя!

И пашет, пашет, пашет
Паша,
Лишь пот стекает ручейком.
Не уставая, машет
Маша
Ему зелёным рукавом.

Привычно, ясно,
Смутно, странно
Живут в России имена.
А степь по имени
Степана
Однажды степью названа

* * *
И как ни примеряю строго,
Чтоб было всё с руки, с ноги,
А вот ботинки жмут немного,
А рукавицы велики.

То из чего-то вырастаю,
А то никак не дорасту.
То сложность мира постигаю,
То постигаю простоту.

Уже морщина, как лощина,
На белом взгорье лба видна,
А жизнь – то клюква, то малина,
То волчья ягода одна.

Живу. Души не занимаю.
От жизни я не прячу глаз,
Но ничего о ней не знаю,
И каждый день – как в первый раз.

* * *
То ли туча проносится мимо,
то ли сон погасает у век,
в этом мире не все объяснимо,
сам себя не поймет человек

Звездочеты не знают, откуда
и зачем этот огненный шар,
а тревожное лунное чудо -
с переплеском русалочьих чар

Я стою у разверзнутой бездны,
где внизу остывают века,
где уроки веков бесполезны
для глядящих на них свысока.

Я не знаю, что будет со мною,
хоть привыкла загадывать впрок:
то ли туча пройдет стороною,
то ль гроза упадет на порог.

* * *
Мое бессмертие не в том,
что будет жить строка,
а в человечестве живом,
несущем сквозь века
моих надежд нетленный луч:
чтоб я взошла из тьмы,
и понеслась, ка вешний ключ
от берегов зимы,
и рассыпала маков цвет,
вздымала паруса,
и мириадами примет
слепила всем глаза,
потом упала на лету,
изведав до конца
крапивы жгучую мечту
и сладость чабреца,
ожоги падающих звезд,
предчувствий зыбкий звон,
поняв, что мир настолько прост,
насколько сложен он.
Бессмертье мне дарила мать
и знала наперед,
что я должна его отдать
ребенку в свой черед.

Книги Ларисы Васильевой вы можете прочесть в Межпоселенческой центральной библиотеке.

Сост. библиограф МЦБ : Вихрова, Е

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.