Казаки в литературе — это особое историческое и культурологическое описание быта казаков и их культуры. Единственным источником для массового ознакомления с традициями, культурой и историей казачьего народа стала художественная литература. Именно произведения писателей, поэтов, публицистов и историков стали неизменяемой документально сохранённой историей создателей Великой Российской империи.
Литература о казаках и казачестве своими корнями уходит в древнерусские предания и былины, с их красочными и героическими описаниями первых казаков, стоявших на защите нашего Отечества.
Казаки были и героями произведений Пушкина, написанных в двадцатые годы. Данные «Словаря языка Пушкина» говорят о том, что слово «казак» (козак) встречается в его произведениях 317 раз.
След А. С. Пушкина на Дону до сих пор волнует исследователей, возникают легенды, домыслы, связанные с пребыванием поэта на Дону. Сверяются и уточняются маршруты его передвижений по земле Войска Донского, круг людей, с которыми мог встречаться и общаться поэт, местоположение мемориальных зданий.
С тихим Доном и донскими казаками Пушкин непосредственно встретился в 1820 году. На кавказских перевалах дорожный обоз генерала Раевского сопровождали казачьи отряды. В «Кавказском пленнике» поэт впервые выразил свои впечатления.
После путешествия на Дон у Пушкина появляется и иной образ казака – бунтаря и мятежника, готового любой ценой платить за столь ценимую им волю. В неоконченной поэме «Братья разбойники» (1821-1822) такой казак достойно представляет удалую разбойничью шайку.
Этот мотив продолжается в пушкинских «Песнях о Стеньке Разине» (1826 год). В письме к брату (ноябрь 1824) Пушкин назвал Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». Большое влияние на пушкинский образ Стеньки Разина оказали народные песни. В пушкинских стилизациях вновь звучит тема разбойничьей вольницы. Разбушевавшаяся стихия нашептывает Стеньке, заманивая его в море синее.
Наиболее полно казачество отображено в поэме "Полтава" и повести "Капитанская дочка". Пушкин активно интересовался казачеством как главным участником и Смутного времени в процессе написания "Бориса Годунова", и многочисленных бунтов XVII века.
На Кавказе в начале XIX века дорога в казачье общество была проще, особенно после 1819 года, когда Ермолов упразднил выборность атаманов и перевел казачьи формирования на полковую систему. Командирами казачьих полков и подразделений стали назначаться офицеры регулярных войск. Однако эти офицеры числились прикомандированными и не могли оказывать существенного влияния на внутреннюю жизнь казачьих обществ. Для того чтобы войти в казачье общество, они должны были не просто следовать его законам и традициям, но считаться своими.