ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей молокан и попробуем понять за что русских сектантов сослали на Кавказ. Молоканство как религиозное течение появилось во второй половине XVIII-го века. В частности, датой основания считается 1765 год, когда произошло слушание Уклеина. В 1765 году Тамбовская консистория в своем донесении синоду назвала это религиозное течение «молоканиею».

16.08 Молокане 3Если же внимательно присмотреться к образованию молоканства, то это религиозное течение берет свои истоки еще во времена правления Ивана Грозного (годы правления которого составляют с 1547 по 1584, кроме 1575 – 1576 годов). Кроме того, одной из важных личностей, оказавших влияние на эту религию, является лекарь из Москвы Тверитинов, который делал записки про духовное христианство, и при этом информация из них и легла в основу упомянутой религии. Так, тетрадки (а писал он свои соображения именно в тетрадках) Тверитинова в дальнейшем использовались в учении молокан.
16.08 Молокане 2Итак, мы уже знаем, что молокане не отрицали Библию и руководствовались ею в быту и делах. Однако они не признавали всевозможных церковных обрядов, не поклонялись православным святым, их мощам и изображениям. Молоканская служба представляла собой чтение священного писания и пение псалмов. Главным мотивом проповедей «духовных христиан» являлось второе пришествие Христа и последующее за этим событием наступление тысячелетнего царства, в которое, по утверждению молокан, попадут только истинно верующие христиане. Молокане терпимо относились к православию, однако вступать с православными в брак им все же запрещалось.
Понятно, что молоканство в то время не одобрялось государством. По твердому убеждению монархов, молокане, как и другие новоиспеченные религиозные течения, вносили раскол в общество и наносили немалый урон православной церкви. Тем более что имели место случаи, когда православные священники добровольно уходили в молоканские общины.
16.08 Молокане 4В начале XIX века Николай I издал указ, согласно которому вероисповедание молокан было отнесено к ереси. Всех мужчин, уличенных в ее распространении, император велел отправлять на воинскую службу на Кавказ. Туда же ссылали негодных к службе и представительниц женского пола. Удивительно, что при этом молоканам разрешалось проводить привычные им богослужения, но без публичности и огласки. Таким образом члены организации, признанной сектой, чувствовали себя на Кавказе достаточно свободно. К тому же среди последователей «духовного христианства» прошел слух о скором пришествии мессии неподалеку от горы Арарат. Не мудрено, что вскоре многие молокане сами желали оказаться в благодатном крае. Со временем государство стало поощрять таких добровольцев. На протяжении всего пути на Кавказ молокане получали бесплатный ночлег и корм для лошадей. Со дня прибытия в течение 2-х лет поселенцы имели право находиться на полном обеспечении местных властей. Кроме того молоканам выделяли землю до 10 десятин и бесплатный домашний скот, а также они получали льготы на выплату казенной подати до 8-ми лет. Не удивительно, что, по историческим сведениям, к 1849 году на Кавказе проживало более 65 % всех российских молокан и представителей других религиозных течений, признанных сектантскими. Кроме них туда же устремились беглые крестьяне, преступники, дезертиры и просто те, кто желал переехать.
Кроме упомянутого выше раскола, который существенно ослабевал посредством удаления молокан на Кавказ, у государства было еще множество причин для поощрительной политики в отношении переселенцев. Во-первых, по пути следования к месту их будущего пребывания данные всех молокан в обязательном порядке фиксировались, что упрощало контроль над сектантами. Во-вторых, молокане активно заселяли малоосвоенные кавказские территории. А, в-третьих, ссыльные и добровольцы развивали в этих краях всевозможные ремесла, торговлю, сельское хозяйство и другие сферы деятельности.
16.08 Молокане 1Молоканские общины, члены которой нашли убежище на Кавказе, и сохранившие при этом русскую самобытность, до сих представляют немалый интерес для историков и других ученых.

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.