ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

МЕНЮ

«Чтобы знали и помнили»
Богданов Ю.Н.

Сегодня мы продолжаем публикацию на тему «К 100-летию переселения молокан» и хотим представить вашему вниманию рассказ-воспоминание нашего земляка Богданова Юрия Николаевича.

24.07 Богданов 1«Для чего я пишу? А я давно заметил, насколько интересно читать о том, что тебе знакомо. Узнать подробности о чём-то близком, о жизни знакомых тебе людей — это гораздо интереснее и важнее, чем знакомиться с повествованиями о чужой жизни и дальних странах.
В детстве я был поражён упоминанием о моём родном селе в книге одного фронтовика. Он просто проходил через моё село, но это мне показалось очень интересным и волнующим. Уже, будучи взрослым, я прочёл мемуары нашего родственника-фронтовика Соловьёва Ивана. Мне показались скучноватыми описания боевого пути офицера-артиллериста. Но вместе с тем было очень интересно читать о его детстве в моём родном селе. О том, как жили тогда близкие мне люди, каким было село и окружающая его природа.
Мне всегда была интересна история вообще и история моего рода в частности. Но кто мне теперь расскажет подробности жизни моего отца Богданова Николая Васильевича, прошедшего две войны? С каким интересом я бы прочёл о превратностях судьбы моих дедов и прадедов-молокан! Как они жили в Турции и на Тамбовщине, как попали туда, откуда их корни вообще? Печально, но я никогда не узнаю историю и судьбу моих предков по линии отца — дворян Ватолиных. Вместе с тем, мне кажется очень интересным описание бытовых мелочей прошлой жизни. А это почти нигде не встречается. Хотелось бы узнать и о том, что думали мои предки о своей жизни, жизни страны, о чём они мечтали и к чему стремились.
Мои скромные записи не для широкой публики. Я не историк и не могу претендовать на точность фактов и событий. Я просто вспоминаю о том, что видел, что слышал, что чувствовал и что думал. Я описываю нашу жизнь такой, какова она была. И я уверен, что в будущем кому-то из моих родственников это покажется интересным. Ведь всё описанное мною — уже история, а историю необходимо знать. Стыдно не знать прошлое своего рода, своей страны.
24.07 Богданов 3Родословная
Если бы мне пришлось составлять свой родовой герб, то я бы остановился на следующем варианте. На классический рисунок белого щита я бы поместил изображение зелёного берёзового листа, на котором лежит Библия. Щит — это потому, что моим родственникам пришлось воевать, защищая Родину. Библия — это дань памяти моим предкам — молоканам. Ну а если берёза — это символ России, то кто я, как ни маленький листок, оторванный ветром перемен от этого большого дерева?
По линии отца наш род восходит к жителям села Ольшанка Саратовской губернии. Как молокане, они были сосланы царским правительством в Закавказье.
Мой дед, Богданов Василий Яковлевич, был хозяином кузни и потомственным кузнецом высокой квалификации. Он имел наёмных работников и, наверное, неплохой доход, так как его жена Евдокия , в девичестве Щетинина, занималась только домашними делами и воспитанием пятерых детей. Мать бабы Дуни, урождённая Ватолина, была дворянкой из состоятельной семьи и вышла замуж при условии, что муж обеспечит ей прежний уровень жизни. В их доме были наёмные слуги, в том числе повар.
Мой отец уже родился в пригороде турецкого города Карс, своё поселение молокане тоже называли Ольшанкой. По рассказам родственников, жили они в Турции не плохо, но война турок и армян делала жизнь тревожной. На ночь дома накрепко запирались, были специальные выходы на крышу. А на улице в темноте постоянно слышались выстрелы, крики, топот коней. Русских турки не трогали, но после того, как Ленин отдал Карс туркам, почти все молокане покинули Турцию. Кто-то вернулся в Россию, кто-то поехал в Америку.
Дед Василий вместе с семьёй вывез из объятой геноцидом Турции двух маленьких армянских сирот. По дороге их прятали в сундуках и платяном шкафу. Для братьев Саркисовых молоканская община стала второй семьёй.
По-разному сложилась жизнь переселенцев в России. Кто-то остался жить на Кавказе, в том числе в городе Орджоникидзе (Владикавказе), многие наши родственники и земляки обосновали новые сёла в Сальских степях.
Широко раскинулись целинные земли бывшего войска Донского на юге Ростовской области. Старики-молокане решили подальше увезти молодёжь от железной дороги, от водки, от табака, от коммунистов. Так и появилось в 1924 году в 40 километрах на север от железнодорожной станции Целина новое молоканское село со старым саратовским названием — Ольшанка.
Крестьяне получили большие земельные наделы, особенно хороши были сенокосные угодья. За племенным скотом поехали в Тамбовскую губернию , где встретили своих единоверцев — молокан. Рассказали малоземельным тамбовцам о привольных степях юга России. Тех особенно поразило известие об изобилии сена, которым даже печи топят. И потянулись тамбовцы в богатую землёй Ростовскую область, которая в то время называлась Северо-Кавказским краем. Так в Ольшанке поселилась семья Ямникова Карпа Ефимовича, моего деда по материнской линии.
24.07 Богданов 2А приехали Ямниковы из села Большая Уварщина, Кирсановского уезда, вместе с рядом своих родственников: Ямниковых и Баландиных. Моя бабушка Ямникова ( в девичестве Баландина) Александра Давыдовна как-то называла имена своих отца, деда, и я их запомнил. Давыд Артамонович, Артамон Уварович. Но не долго работали на своей земле молокане саратовско-карские и тамбовские. Началась на селе коллективизация со всей своей спецификой, а точнее произволом. Запомнились два рассказа об этом времени.
У деда Карпа было две лошади, перед вступлением в колхоз он успел одну променять на Библию, это большая книга 1903 года издания долго служили старикам-молоканам, а потом досталась мне по наследству.
А большой платяной шкаф, с помощью которого дед Василий спас от смерти и вывез из Турции братьев Саркисовых, едва не стал причиной для раскулачивания. Но дело закончилось «магарычом». Комиссия из Сальска пропьянствовала в сельсовете всю ночь и уехала. Некоторое время созданный молоканами колхоз имел свою специфику. Здесь пытались игнорировать «руководящую и направляющую» роль коммунистической партии. Началось давление и репрессии. Часть семей молокан уехали в Америку, оформляли документы и наши родственники. Но эту «лавочку» быстро прикрыли. По-разному сложилась судьба моих дядек и тёток Богдановых и Ямниковых.
Молокане.
Ни мой отец, ни мать уже не были верующими молоканами. Они росли и воспитывались в советское атеистическое время. О нашем поколении и говорить не приходится. Мы уже проходили активную идеологическую обработку с самого раннего детства. От октябрят и пионеров до комсомола и КПСС. Молоканами были наши деды и бабки.
Секта молокан одна из старейших в России, возникновение которой относится к XVIII столетию. Основная версия происхождения названия секты связана с традицией молокан, пить молоко во время религиозных постов. Сами себя молокане называли «духовными христианами-молоканами», считая, что вера их основана не на букве, а на духе учения Христа. По официальным данным статистики 1912 года, всего в России насчитывалось около 140 тысяч молокан. Расселены они были как в центральных областях страны, так и на окраинах империи.
Историки считают, что молоканство в целом являлось выражением протеста широких народных масс против гнёта властей и церковных в том числе. Молоканские обряды бракосочетания, рождения, похорон и т. д. Совершались бесплатно. Это было привлекательно не только для бедноты, но и для молодой буржуазии, на первом месте у которой стояло накопление капитала.
Библия в жизни каждого молоканина играла большую роль. В отличии от православных, которые редко её читают, молокане с ней не расставались. Верующим внушалась мысль, что библия как слово Божье, должна занимать самое почётное место в доме и самое первое место в сердце человека.
Молокане отрицали атрибуты православия: крещение, святость церкви, институт священнослужителей. А их идеологи учили, что «дух дышит, где хочет», и поклоняться Богу «в духе истины» ибо «дух живит, а буква мертвит». А спасение души не в слепой вере, а в деянии добрых дел: «Трудись, как если бы тебе век жить: добро делай, как если тебе завтра умереть».
В быту у молокан возбронялись употребление спиртного, курение, нецензурные выражения. Свинина в пищу не употреблялась. Баба Саня ела постное, когда у нас на столе было что-то свиное.
В 1921 году Советское правительство приняло активные меры к возвращению в Россию сектантов, оказавшихся за границей. Коммунисты считали, что сектанты представляли собой наиболее передовую часть крестьянства. Ещё бы! Ведь это были честные, непьющие, некурящие и работящие люди. Для строительства коммунизма таких людей остро не хватало в деревне. Революция и гражданская война в России уничтожила лучших крестьян.
Через несколько лет целинные Сальские степи были заселены репатриантами. Возвращались на Родину молокане и духоборы из Турции. Переселенцы везли с собой не только современную технику, семена и технологии, но и названия своих сёл на исторической родине. Так появились в степи юга Ростовской области Ольшанка, Журавлёвка, Михайловка. Также появились и турецкие названия Селим и Владыкарс. А у самого Маныча появилось село Новый Израиль. Нет, его основали не евреи, а члены русской секты под одноимённым названием. В своей общине они пытались построить новое «царство божье», «новый Израиль». В царской России это не получилось, и они уехали в Уругвай, но затем вернулись обратно.
Вскоре и молокане, и духоборцы, и новоизраильтяне, поняли в какую страну они вернулись. Но назад дороги не было. Руководство новоизраильтян было арестовано и расстреляно. Подверглись преследования и молокане, так как они подали в Москву прошение о выезде за границу. Для этого прибыл полк кавалерии. В каждом селе было произведено «изъятие головки», то есть арест руководства. Точных данных о судьбе арестованных у меня нет. Кого-то отпустили, кого-то нет. Среди наших близких родственников репрессированных не было. Но и желающих уехать в Америку больше не стало.
В шестидесятые годы старики-молокане ещё собирались в нашем доме и пели свои псалмы. В середине семидесятых я даже записал их на кассету, которую, к сожалению, утратил.
В конце восьмидесятых в Ольшанке была восстановлена молоканская община. На общинные деньги приобретён и содержится инвентарь для различных мероприятий. Это очень удобно, будь то свадьба или похороны. Причём пользоваться этой услугой может любой житель села. Молокане бесплатно проводят ритуал похорон и поминок по просьбе односельчан.
Мне было уже 16 лет, когда баба Саня умерла. Но я не могу припомнить ни одной отрицательной черты её характера, ни одного недостойного поступка. Наверное, люди того поколения были просто другими. А может, это результат жизни по духу Библии, к чему так стремились молокане?»

Это лишь некоторые главы взятые из книги Юрия Николаевича. Желающих ознакомиться более подробнее с книгой автора мы приглашаем в нашу библиотеку.

© 2024 Межпоселенческая центральная библиотека Целинского района Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Яндекс.Метрика
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.