18 июля исполняется 100 лет со дня рождения Анатолию Андреевичу Ана́ньеву (18 июля 1925, Аулие-Ата (ныне Тараз в Казахстане) — 7 декабря 2001, Москва) — русскому советскому прозаику. Герой Социалистического Труда (1984). Анатолия Ананьева причисляют к представителям «лейтенантской прозы». Хотя и его первая повесть «Малый заслон», вышедшая вскоре после публикации «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева (в 1959-м), и «Танки идут ромбом», и многие страницы романа «Версты любви» — это как раз именно та проза, молодых лейтенантов…
Ананьев попал на фронт в неполные 18. А родился вдали от культурных столиц страны, на юге Казахстана, где его отец, красноармеец, боролся с басмачами. Вскоре родители переехали в село под Бугульмой, но со Средней Азией будут связаны немалые отрезки жизни писателя.
Есть сведения, что семья Ананьевых была раскулачена. Так или иначе, в начале 1930-х она переехала в Наманган, что в Ферганской долине. Там Анатолий работал на хлопкоочистительном заводе, учился в техникуме… В 1943-м десять ребят-однокурсников пришли в военкомат проситься на фронт. Военком всем им поставил дату рождения «1 января 1925 года» и отправил в артиллерийское училище в Фергане. До победы дожили из этих десяти парней лишь двое.На фронт младший лейтенант Ананьев попал накануне Курской битвы. От истребительно-противотанкового полка за первые три дня боев осталась в строю едва ли треть; будущий писатель получил медаль «За отвагу». Как раз те дни и станут основой романа «Танки идут ромбом».В конце 1945 года 20-летним инвалидом второй группы он вернулся домой к немощному отцу, почти ослепшей матери, больному туберкулезом младшему брату. Работал в колхозе, окончил вечернюю школу, Алма-Атинский сельхозинститут. Делал успехи как агроном, но потом снова стал студентом — на сей раз филологического факультета. В 1963-м переехал в Москву.
Он старался выбраться из военной темы. Писал разное — атеистические повести , книги о послевоенной жизни, роман «Межа» (очень странный, но необходимый для тех, кто пытается разобраться в крестьянской общинности, в том, что вообще случилось с русской деревней).
Есть у Ананьева и своя эпопея — многотомные «Годы без войны». Советовать читать не стану, хотя без нее полотно советской литературы было бы, наверное, неполным. И неслучайно, что к подобным книгам в последнее время возвращаются. Пусть не массовый читатель, единицы, но тем не менее. Думаю, чем дальше от нас будет советская Атлантида, тем сильнее будет любопытство к таким произведениям.
В последние годы как литератор Анатолий Ананьев, подобно Борису Васильеву, ушел в далекое прошлое России. Не столько изучал и художественно осмыслял его, сколько интерпретировал.
Ушел из жизни в декабре 2001-го.