14 января исполнилось 115 лет со дня рождения советского писателя Анатолия Наумовича Рыбакова, автора «Кортика», «Бронзовой птицы», «Приключений Кроша». Его роман «Дети Арбата» на тему политических репрессий в СССР, наряду с “Архипелагом ГУЛАГ” Александра Солженицына и “Реквиемом” Анны Ахматовой вошел в школьную программу и воспринимался современниками как откровение. Рыбаков говорил, что выполнил дело своей жизни написав роман о сталинском времени.

14.01.26 Хлебодарное все делаОн родился в 1911 году на Черниговщине, но в раннем возрасте переехал вместе с родителями в Москву. И жил в доме 51 по Арбату, соседнем с пушкинским. Так что "дети Арбата" – это его собственные товарищи детства.
Анато́лий Нау́мович Рыбако́в автор романов и повестей «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок». Огромный общественный резонанс получил роман-тетралогия «Дети Арбата». Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).
Еще раньше, в 1948 году, вышел роман «Кортик», ставший одним из главных послевоенных бестселлеров детской литературы, за которым в 1956-м последовала «Бронзовая птица», а в 1960-х - трилогия о Сергее Крашенинникове, или Кроше. Однако едва ли не самая нашумевшая его работа – «Дети Арбата» пролежала в столе 20 лет.

14.01.26 Хлебодарное все дела2

Одному из героев «Детей Арбата», Саше Панкратову, Рыбаков подарил кое-что из своей биографии: 5 ноября 1933 года будущий писатель был арестован и осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда), а по окончании ссылки не имел права жить в городах с паспортным режимом. «Не могу сказать, что было тяжелее — ссылка или скитания после нее. В ссылке хотя бы надежда была — вот она окончится, и наступит нормальная жизнь. Но это оказалось иллюзией — нормальная жизнь не могла получиться у бывших ссыльных», - говорил Рыбаков. Реабилитировали его только после войны, в 1960 году.

14.01.26 Хлебодарное все дела3«Над «Детьми Арбата» я начал работу в самом конце 50 х годов, - вспоминал Рыбаков. - Впервые роман был анонсирован в журнале «Новый мир» в 1966 году. Твардовский очень хотел его напечатать, я услышал от него много добрых слов, но сделать это не удалось. Второй раз «Дети Арбата» были заявлены «Октябрем», шел уже 1978 год, но это тоже окончилось неудачей. А работа продолжалась. Твардовский имел в руках только первую часть романа, потом, когда стало ясно, что опубликовать «Дети Арбата» не удается, я стал работать над второй частью, а когда роман был вторично «закрыт», написал третью его часть. Никто уже не верил, что «Дети Арбата» когда-нибудь будут напечатаны, даже мой самый большой друг, жена, не верила, а я не останавливался: все дела нужно доводить до конца».

14.01.26 Хлебодарное все дела5Полностью роман был закончен только в 1982 году, а опубликован в 1987 году в журнале «Дружба народов» после обсуждения на беспрецедентно высоком уровне - в Политбюро. Книгу опубликовали в 52 странах, Рыбаков попал на обложку журнала “Time” 1988 года, а президент США Рональд Рейган сказал: «Мы рукоплещем Горбачеву за то, что он вернул Сахарова из ссылки, за то, что опубликовал романы Пастернака «Доктор Живаго» и Рыбакова «Дети Арбата»». А одна из фраз романа - «Нет человека — нет проблемы» - теперь воспринимается как подлинные слова Сталина.

В 1988 году вышло продолжение «Детей Арбата» — «Тридцать пятый и другие годы». Интересно, что после 1990 года «Тридцать пятый и другие годы» публикуется уже как первая часть романа «Страх», в связи с чем одни считают серию тетралогией, другие - трилогией. В 1990 и 1994 году вышли еще два романа этого цикла - «Страх» и «Прах и пепел».

14.01.26 Хлебодарное все дела4
Еще одна весьма драматическая история была связана с публикацией романа «Тяжелый песок» - эпопеи о жизни, любви и смерти еврейской семьи, опубликованной в 1979 году едва ли не по личному указанию главного идеолога эпохи застоя Михаила Суслова.
Рыбаков утверждал, что истинный путь России — это демократический социализм, а такие взгляды не были популярны ни в СССР, ни в постсоветской России. Последние шесть лет Рыбаков прожил в Нью-Йорке. Он ведь не знал языка, так никогда его и не выучил. Мир этот был для него абсолютно новый и чужой.

Сталинская же тема не отпускала бывшего заключенного до конца: в последние годы жизни он собирался писать роман, в центре которого была судьба Якова Сталина и еще двух героев цикла о детях Арбата: герой «Праха и пепла» Юрий Шарок отправляется в Заксенхаузен и становится нежелательным свидетелем таинственной смерти Якова Джугашвили в 1943 году. «Смерть Якова Джугашвили нужна была только одному человеку — Сталину. Сталин боялся, что Яков сломается и начнет выступать против него», - утверждал Рыбаков, который планировал, судя по всему, создать еще одну полудетективно-историческую сагу, сюжет которой был бы доведен до наших дней. Какой бы она получилась, можно только гадать: Анатолий Рыбаков умер 23 декабря 1998 года после неудачной операции на сердце.