13 июля родился Валенти́н Са́ввич Пи́куль (13 июля 1928, Ленинград — 16 июля 1990, Рига) — советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Уже при жизни писателя общий тираж его книг, исключая журналы и зарубежные издания, составил примерно 20 млн экз., а на 2007 год в картотеке автора числится более 500 библиографических единиц (изданий книг), включая семь изданий собраний сочинений (четыре из них — 28-томники) суммарным тиражом полмиллиарда экземпляров.

Известный парадокс — многомиллионные тиражи в СССР мирно уживались с дефицитом действительно популярных книг. Их доставали самыми разными путями — получали талоны за сдачу литературы, приобретали у магазинных спекулянтов, плохо замаскированных под продавцов импровизированных книжных рынков (один был на Кузнецком мосту в Москве), ездили в разные республики, где издавалось то, что нельзя было выпускать в центральных издательствах. А в официальных книжных магазинах практиковались и подписки на многотомные серии, которые можно было собирать годами... Книголюбы охотились на самую разную литературу — и зарубежную, и отечественную, спросом пользовались произведения автора исторических романов Валентина Пикуля.

13.07 Хлебодарное инструмент2

«Пять классов образования и… война!»

Пикуль в одном из интервью рассказывал, что в литературе оказался случайно. Он родился 13 июля 1928 года в Ленинграде; его отец был одним из тех, кто строил завод «Севмаш» в Северодвинске, а с началом войны ушел во флот и погиб во время битвы за Сталинград, будучи политруком батальона морской пехоты. Война и по его сыну прошла буквально катком — Валентин с матерью пережили самую первую и самую страшную зиму блокады Ленинграда, их эвакуировали весной 1942-го в Архангельск, но 14-летний подросток бежал из относительно безопасного города в школу юнг на Соловках. Окончил эту школу, служил на эсминце «Грозный». С полным правом носил медаль «За победу над Германией» — эту победу он встретил в неполные 17 лет.

По словам Пикуля, однажды ему попалась «бездарная книга» — и он решил, что способен писать лучше. Кроме того, его особо никуда не брали — полного среднего образования он так и не получил, хотя уже после войны учился в подготовительном военно-морском училище.
13.07 Хлебодарное инструмент3

«Хотел <...> стать машинистом паровоза — не берут на курсы, ибо требуется восемь классов школы. Хотел прыгать с парашютом — тоже не берут, сначала покажи аттестат зрелости. Черт побери, да с пятью-то классами я был согласен прыгать даже без парашюта! Хотел стать чтецом-декламатором — тоже никому не нужен. <...> Тогда я обозлился и стал писать романы, но в Союз советских писателей принимают всех, а бумажка нужна лишь одна — твоя книга!» — вспоминал он.
Начал Пикуль с того, с чего начинали многие прошедшие войну писатели — с фактической автобиографии, описания своего фронтового пути. Правда, его самая первая работа о моряках Северного флота — написанная в 1947-м повесть «Курс на Солнце» — так толком свет и не увидела; будущий маститый писатель сам уничтожил свой труд, который остался лишь в отрывках. И о второй работе — романе «Океанский патруль» 1954 года — Пикуль позже отзывался не слишком хорошо, хотя именно после него он стал официальным литератором и был принят в Союз писателей. Но уже вскоре он нащупал ту нишу, в которой мог и любил творить — стал писать исторические романы.

 13.07 Хлебодарное инструмент4

Силы у него были. От морской службы ему досталась какая-то выдающаяся самодисциплина — он работал много, постоянно. «Я испытываю давний и очень острый дефицит времени. Если бы время, как товар, продавалось в магазинах, я бы не пожалел никаких денег, лишь бы иметь достаточный запас времени для работы», — жаловался Пикуль.

Вообще литературная судьба Валентина Пикуля сама могла бы стать основой для приключенческого романа — хотя жил он в своей Риге почти затворником, посетителей принимал редко (этим занимались его жены — вторая, Вероника, и третья, Антонина), а всё время посвящал работе. И книги у него выходили регулярно, причем почти каждая становилась событием в книжном мире СССР — «Баязет» про знаменитую осаду крепости турками в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, «Париж на три часа» про Отечественную войну 1812 года, «На задворках Великой империи» про первую русскую революцию 1905 года.

В 1968-м вышел роман «Из тупика» про судьбу экипажа крейсера «Аскольд», написанный к юбилею Октябрьской революции, вызвал ожесточенные споры, в которых участвовали не только потомки упомянутых исторических персон, но и советские идеологи уровня ЦК КПСС. В итоге Пикуля хоть и не наказали, но начали замалчивать — правда, непонятно, как это удавалось в те годы, когда выходили «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд» или «Слово и дело».

Но в 1979-м дело дошло и до горячего. Писатель решился на большой труд, посвященный последним годам Российской империи и роли Григория Распутина; тема была очень сложной — достаточно напомнить, что «Агония» Элема Климова так до самой перестройки в Советском Союзе не вышла. Но роман Пикуля напечатали в журнале «Наш современник» — правда, в укороченном варианте и под другим названием («У последней черты»).

«Литература для меня — не увлечение. Это моя профессия, — делился он. — Но я еще имею кое-что и для души. Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне два увлечения: русскую генеалогию и русскую иконографию (наука о портретах). Не будь у меня этих увлечений, мой литературный путь был бы обедненным…»

В 1987-м вышел фильм «Моонзунд» по его роману, а новые книги выходили чуть ли не ежегодно. У Пикуля было огромное количество задумок — в том числе двухтомник «Барбаросса», в котором он хотел рассказать об обороне Сталинграда, почтив память своего отца.

Но всё сделать он так и не успел — Пикуль скончался 16 июля 1990 года, через несколько дней после 62-го дня рождения, от внезапного сердечного приступа.

Информация взята отсюда