А я вам говорю, что нет
Напрасно прожитых мной лет,
Ненужно пройденных путей,
Впустую слышанных вестей.
«Ленинградская Мадонна», «Блокадная Богородица», «Муза осажденного Ленинграда» – не просто красивые слова, а выражение трепетного отношения жителей осаждённого во время войны Ленинграда к Ольге Берггольц. Ее стихи – навсегда символ осажденного Ленинграда, умирающего, но не сдавшегося врагам.
Блокадный Ленинград... «Все ждали радио — голоса надежды и ободрения. Стук метронома — ведь это радио пульс города. И вот однажды, когда пульс города не бился уже несколько дней, в чёрных тарелках радио послышалось лёгкое шуршание... Кто знает, сколько людских сердец встрепенулось тогда ему навстречу! Сквозь шуршание и треск, собираясь с силами и вновь обессиливая, пробивался к людям чей-то слабый женский голос. И все услышали: голос говорил стихами! Это была Ольга Берггольц, голос долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Стихи ее становились для защитников Ленинграда «хлебом, которого выдавали все меньше и меньше, патроном, который можно было вогнать в ствол винтовки».
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
Каждый день, из последних сил, валясь с ног - никакого усиленного, дополнительного пайка ей не полагалось, шла на радио, читала свои стихи, разговаривала с людьми, утешала их, произносила оптимистические жизнеутверждающие речи. Выступала не только по радио, но и в цехах, в госпиталях, на передовой под обстрелом.
Откуда она сама брала силы - неизвестно. От истощения она была на грани смерти. В 1942 году её привезли в Москву, где «тепло, сытно, горячая вода». Но при первой же возможности она торопится назад, в Ленинград, в блокаду. Но себя Ольга Берггольц никогда не считала героем.
Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
Свои самые лучшие произведения, самые пронзительные стихи Берггольц написала в Ленинграде: «Разговор с соседкой», поэмы «Памяти защитников», «Твой путь», сборники «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», "Февральский дневник". В них – судьба города, раздумья о героизме, верности, любви и обычные люди, побеждающие страдания и смерть. Малоизвестная в 1930-ые годы детская писательница стала душой непокорённого Ленинграда.
Настанет день, и, радуясь, спеша,
Еще печальных не убрав развалин,
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали.
«Февральский дневник» оказался гораздо сильнее фашистских снарядов, костлявой руки голода, безвозвратности потерь. Это был вечный огонь надежды, мужества, желания жить всем смертям назло. И есть высшая справедливость в том, что именно Ольга Берггольц нашла те проникновенные строки, которые переживут ее в веках.
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Эти знаменитые строки, высеченные на стеле Пискарёвского мемориала, на кладбище, где хоронили погибших во время блокады жителей Ленинграда, принадлежат Ольге Федоровне Берггольц. И звучат они как клятва, как боль. После Победы ей предстояло прожить ещё 30 лет.
Я знаю, сердце стало у меня
Упорней и отзывчивей кремня.
Любой удар оно упрямо встретит,
Прозрачной искрой на него ответит.
Она очень хотела, чтобы ее похоронили на Пискарёвском кладбище «Со своими, с блокадниками», но свое последнее пристанище Ольги Берггольц нашла на Литераторских мостках Волковского кладбища.
3 мая 2005 года на могиле поэтессы была установлена скульптурная композиция в граните и бронзе, которую венчает контур окна, напоминающий четырехконечный крест. Ольга Берггольц изображена такой, какой запечатлена на фотографиях 1941-1944 годов, когда ее голос звучал из репродукторов ленинградского радио.