Я главного слова еще не сказала,
Грядущего с прошлым узлом не связала,
А значит, меня не догнали года,
и я – молода...

27 февраля 2021 г. исполняется три года со дня смерти Ларисы Николаевны Васильевой.
Пожалуй, более красивой, свободной и независимой в жизни и творчестве, какой была Лариса Николаевна Васильева, русская литература рубежа XX-XXI веков не знает. Печататься она начала в 1957 году, но настоящую славу принесли ей не 20 сборников стихов и поэм, а вышедшая в 1993 году документальная книга «Кремлевские жены». В ее основе — работа в архивах, личные впечатления и беседы с очевидцами о «первых леди»: Крупской, Хрущевой, Брежневой, Горбачевой и других женах «вождей» народа.

Лариса Николаевна Васильева – российская поэтесса, прозаик, переводчик, драматург, создатель музея «История танка Т-34», меценат, член женского движения.
Лариса Николаевна родилась 23 ноября 1935 г. в Харькове в семье инженера Николая Алексеевича Кучеренко, одного из создателей серии танков БТ и Т-34. В 1958 г. окончила филологический факультет МГУ. 
Начала писать с детства, одно из стихотворений было опубликовано в газете «Пионерская правда». Первые «взрослые» стихи Ларисы Васильевой увидели свет в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Москва». Лариса Николаевна – автор более двадцати поэтических сборников и поэм: «Льняная луна», 1966; «Огневица», 1969; «Лебеда», «Синий сумрак», оба 1970; «Одна земля – одна любовь», 1973; «Радуга снега», 1974; «Поляна», 1975; «Огонь в окне», 1978; «Русские имена», 1980; «Василиса», 1981; «Роща», 1984; «Светильник», 1985; «Странное свойство», 1991. В своих стихах поэтесса обращается к темам войны, исторических судеб России, любви и природы, размышляет над противоречиями и сложным внутренним миром современника.
Мужем Ларисы Николаевны стал журналист и корреспондент газеты «Известия» Олег Васильев. С ним она прожила 6 лет в Великобритании. Там Лариса Николаевна написала серию очерков «Альбион и тайна времени», открывших в писательнице талант прозаика.1562066228 vasileva larisa albion i tajna vremeniВ 1983 г. вышла в свет «Книга об отце». Это роман-воспоминание о Николае Алексеевиче Кучеренко, результат упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами – танкостроителями и танкистами. Книга получила огромный читательский отклик. На основе материалов, присланных читателями, был создан домашний музей «История тридцатьчетвёрки», который 2 мая 1985 г. принял первых посетителей.
Лариса Васильева также автор многих мемуарных, публицистических и литературно-критических работ. Тему духовных ценностей и роли писателя в деле нравственного совершенствования человека раскрывает книга «15 встреч в Останкине» (1989). В её основу положены вызвавшие широкий общественный резонанс выступления по Центральному телевидению известных советских писателей В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. В. Думбадзе, В. С. Пикуля, Ч. Т. Айтматова и В. Г. Распутина. В 1993 г. вышла документальная книга «Кремлёвские жёны» с основанными на личных впечатлениях или беседах с очевидцами рассказах о Н. К. Крупской, П. С. Жемчужиной, Н. П. Хрущевой, В. П. Брежневой, Р. М. Горбачёвой и других женщинах, которым выпала доля быть жёнами «вождей» советского народа. В художественно-публицистическом исследовании «Дети Кремля» (1997) Лариса Николаевна останавливается на судьбе детей Л. Б. Каменева, И. В. Сталина, С. М. Будённого, Л. М. Кагановича, Н. С. Хрущёва и др.
В 2000 г. Лариса Васильева при поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова и губернатора Московской области Б. В. Громова инициировала вопрос о строительстве музея истории танка Т-34, который впоследствии был открыт 6 декабря 2001 г.scale 1200С 1990-х гг. Лариса Васильева активно занималась общественной деятельностью и благотворительностью: Президент Международной Лиги писательниц; член Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; профессор Ноттингемского университета (Великобритания); академик Академии российской словесности; Президент информационного содружества «Атлантида»; член жюри национальной литературной премии «Писатель года». Лариса Васильева награждена премией Московского комсомола (1967), удостоена Бунинской премии в номинации «Поэзия» за сборники стихов «Холм» и «Четыре женщины в окне» (2010). Лауреат премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина и кавалер ордена «За заслуги» III степени (2013).
Известную писательницу постигла тяжелая болезнь, бич нашего времени, скончалась она 27 февраля, борясь с онкозаболеванием. Похоронена на Троекуровском кладбище.
Стихи Ларисы Николаевны Васильевой на первый взгляд кажутся очень-очень простыми, но это — самая настоящая поэзия, потому что в её стихах есть душа и бьётся живая мысль. Вот есть же такие стихи, которые хочется… смаковать… пить по глоточку, словно хрустальную родниковую воду, перечитывать их снова и снова… Во всех её стихах звенит тонкий серебристый колокольчик, какая-то удивительная хрустальная чистота.

Русские имена

Нет, не из шёлка,
Не из ситца,
А из сурова полотна,
Что на хозяйстве пригодится,
В России сшиты имена.

Лукаво, ласково, степенно,
Легко сплетается венок:
— Алёнка!
— Леночка!
— Елена!
Голубоглазенький Ленок!

Чу – ветер дунул:
— Дуня! Дуня! –
А сам, юродивый, бегом,
Простоволосая колдунья
Идёт по лугу босиком.

Как спелый помидор
Со свёклой
Хозяева соседних гряд –
Румяный Фёдор
С белой Фёклой
На лавке рядышком сидят.

А им на встречу
Зов ненастья,
То затихая, то трубя:
— Спасите!
Утопилась Настя!
Ивана до смерти любя!

И пашет, пашет, пашет
Паша,
Лишь пот стекает ручейком.
Не уставая, машет
Маша
Ему зелёным рукавом.

Привычно, ясно,
Смутно, странно
Живут в России имена.
А степь по имени
Степана
Однажды степью названа

* * *
И как ни примеряю строго,
Чтоб было всё с руки, с ноги,
А вот ботинки жмут немного,
А рукавицы велики.

То из чего-то вырастаю,
А то никак не дорасту.
То сложность мира постигаю,
То постигаю простоту.

Уже морщина, как лощина,
На белом взгорье лба видна,
А жизнь – то клюква, то малина,
То волчья ягода одна.

Живу. Души не занимаю.
От жизни я не прячу глаз,
Но ничего о ней не знаю,
И каждый день – как в первый раз.

* * *
То ли туча проносится мимо,
то ли сон погасает у век,
в этом мире не все объяснимо,
сам себя не поймет человек

Звездочеты не знают, откуда
и зачем этот огненный шар,
а тревожное лунное чудо -
с переплеском русалочьих чар

Я стою у разверзнутой бездны,
где внизу остывают века,
где уроки веков бесполезны
для глядящих на них свысока.

Я не знаю, что будет со мною,
хоть привыкла загадывать впрок:
то ли туча пройдет стороною,
то ль гроза упадет на порог.

* * *
Мое бессмертие не в том,
что будет жить строка,
а в человечестве живом,
несущем сквозь века
моих надежд нетленный луч:
чтоб я взошла из тьмы,
и понеслась, ка вешний ключ
от берегов зимы,
и рассыпала маков цвет,
вздымала паруса,
и мириадами примет
слепила всем глаза,
потом упала на лету,
изведав до конца
крапивы жгучую мечту
и сладость чабреца,
ожоги падающих звезд,
предчувствий зыбкий звон,
поняв, что мир настолько прост,
насколько сложен он.
Бессмертье мне дарила мать
и знала наперед,
что я должна его отдать
ребенку в свой черед.

Книги Ларисы Васильевой вы можете прочесть в Межпоселенческой центральной библиотеке.

Сост. библиограф МЦБ : Вихрова, Е