Над повестью «Гобсек» Бальзак работал сравнительно долго и особенно тщательно. Писатель настойчиво стремился достичь в ней художественного совершенства, убедительно и достоверно передать в образе ростовщика сущность современной ему эпохи. Об этом свидетельствуют три редакции повести, осуществленные писателем на протяжении 18 лет.
Небольшая повесть Оноре де Бальзака, написанная по принципу «рассказ в рассказе», идейно связанная с предыдущим произведением писателя – романом «Отец Горио». В ней появляются уже известные герои «Человеческой комедии»: графиня де Ресто, дочь отца Горио, Гобсек и Дервиль.
Мастерство Оноре де Бальзака в художественом исследовании общества и сегодня впечатляет читателя богатством и драматизмом описаний действий, рельефными и глубокими образами, художественной выразительностью произведения. История создания этого произведения показывает стремление писателя к совершенству формы, правдивости в сюжете и выразительности характеров главных героев. Повесть вошла в цикл «Человеческая комедия» а главный герой Гобсек вошел в сокровищницу вечных образов классической литературы.
«Сюжет»
«Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье Парижа. Её дочь Камилла выказывает расположение молодому графу Эрнесту де Ресто. Когда он уходит, виконтесса говорит дочери, что этот брак невозможен, так как у графа нет никакого состояния, а его мать — дочь простолюдина Горио и известная мотовка.
Дервиль говорит, что положение скоро изменится и молодой граф унаследует громадное состояние — от ростовщика Гобсека. С беспощадным стариком Гобсеком (род. 1740) Дервиль познакомился в молодости, в 1816 году, они были соседями.
Около 1819 года Гобсек рассказывает об одном из своих дел: графиня де Ресто ради своего любовника Максима де Трая начинает подписывать векселя. Спустя четыре года она доходит до крайности и закладывает фамильные бриллианты. После ухода любовников к Гобсеку врывается муж графини с требованием вернуть заклад. Дервиль предлагает решить вопрос миром, а Гобсек советует графу передать всё своё имущество надёжному человеку путём фиктивной продажной сделки: это якобы единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Граф принимает совет и начинает с помощью Дервиля осуществлять эту операцию, выбрав в качестве конфидента самого Гобсека.
Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнаёт, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает всё, чтобы не допустить адвоката к мужу. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трая и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи — на самом деле она только хочет получить наследство. Граф умирает в 1824 году, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстаёт жуткое зрелище: в поисках завещания графиня бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечает, что несчастье — лучший учитель.
- «Миром правит золото, а золотом правит ростовщик»
К концу жизни скупость Гобсека обращается в манию — он ничего не продаёт, боясь продешевить, в его доме скапливается огромное количество испорченной еды. Он умирает, оставив своё состояние внучатой племяннице (дочери Сары из «Кузины Бетты» и героини «Блеск и нищета куртизанок»), при этом молодому графу де Ресто вернутся его деньги.»