Печать

Тихий Дон, лазоревая степь, родная земля… По-матерински щедрая, эта благословенная земля наделила талантами и взрастила на своих просторах писателей и художников; поэтов и музыкантов, стала для них неиссякаемым источником вдохновения. На нашей Донской земле выросло много талантливых писателей, которых мы с гордостью называем нашими земляками. В 2021 году многие из них отмечают юбилей. Благодаря их произведениям каждый может окунуться в чарующий мир Донской литературы.

Юбилейные даты - прекрасный повод вспомнить о замечательных донских писателях и их творчестве.
Представляем юбиляра января.
Анатолий Владимирович Софронов: поэт, писатель, драматург. Сегодня 19 января исполняется 110 лет со дня рождения.
Анатолий Владимирович Софронов (1911—1990) — русский советский писатель, поэт, переводчик и драматург, сценарист, общественный деятель, журналист.
Имя Анатолия Софронова на протяжении нескольких десятилетий ушедшего века было хорошо известно не только у нас, но и во всём мире. Оно, буквально, гремело, заставляя друзей восхищаться и невольно подражать. И хотя по сей день поют песни на его стихи, в сотый раз пересматривают фильмы, поставленные по его сценарию, вспоминают постановки его спектаклей — всё это никак не отражает того мощного наследия, которое оставил нам этот русский богатырь из былины ХХ века.
Анатолий Владимирович Софронов родился 19 января 1911 года в Минске (Белоруссия) в семье служащего, донского казака по происхождению.
Детство и юность прошли в Сибири, в станице Усть-Медведицкой (ныне город Серафимович), Новочеркасске. В 1921 году семья будущего поэта переехала в Ростов-на-Дону.
В 13 лет вступил в пионерскую организацию и в том же году – в комсомол, был звеньевым, вожатым пионерского отряда. Писал для живой газеты частушки, театрализованные статьи, сценки.
То, что нынче стало «модно» выпячивать в биографии, Анатолию в его юности приходилось скрывать и замалчивать. Его отец был из потомственной семьи юристов. Служил в белой армии. Потом - старшим военным следователем Северо-Кавказского военного округа. Но в 1926 году его арестовали и расстреляли. Анатолию пришлось бросить школу и пойти работать, дабы помогать матери.
Трагические события Гражданской войны, свидетелем которых ему довелось быть, нашли отражения в его стихотворениях и поэмах «Медвежье ухо», «Седло», «Посвящение Дону», романе в стихах «В глубь времени».
В 1929 году Софронов через биржу труда попал на завод «Ростсельмаш», где проработал пять лет фрезеровщиком и слесарем (участвовал в сборке первых советских комбайнов), а потом сотрудником заводской многотиражки «Сельмашстроевец», на страницах которой в 1929 появились его первые стихи, очерки и заметки. Позже Софронов не раз подчеркивал, что Ростсельмаш стал для него «хорошей школой жизни».
Здесь происходило становление Софронов не только как личности, но и как поэта. Его первые стихотворные опыты были выполнены во многом «под Маяковского».
«В ту пору,— вспоминал Софронов,— мощный голос Владимира Маяковского проник и в цеха нашего завода. Мы все, члены заводской литературной группы, самой крупной в Ростове, старались «подражать» Маяковскому. Писали рифмованные лозунги, сатирические плакаты, развешивали их в цехах, в проходной завода. Организовали заводскую комсомольскую агитбригаду…».
Незадолго до I съезда советских писателей вышла в свет первая книга стихов Софронова «Солнечные дни» (1934), посвященная заводу, рабочему классу, социалистическому соревнованию и дружбе. В 1934 начинающий поэт (как посланец рабочей литературной смены) участвовал в работе I съезда советских писателей. В том же году (по другим источникам: в 1936) Софронов был принят в СП СССР. Затем учился на литературном факультете Ростовского педагогического института, где заведующим кафедрой русской литературы был Виталий Закруткин, окончив его в 1937 году.
После окончания института Анатолий Владимирович был лектором, ездил по станицам Дона и Кубани, встречался с М.А. Шолоховым. Тема его стихов – природа и история донского края, возрождение казачества. Написал также циклы стихов о Карадаге и об Абхазии. Они вошли в сборники «Мы продолжаем песню» (1936), «Над Доном-рекой» (1938), «Сторона донская» (1940). В соавторстве с композиторами Семёном Заславским, Сигизмундом Кацем и другими написал песни «Как у дуба старого», «Шелюга», «Тучи серые, косматые», «Ой, на зоре, зореньке», «Казачья бурка».
Но первому литературному взлету помешала война. Анатолий Софронов принадлежит к числу тех советских писателей, которые при первых же раскатах войны, не ожидая повесток из райвоенкоматов, сами являлись на призывные пункты.
8942187510впеувчАнатолий Софронов начинал свой фронтовой путь в редакции 19-й армии, оборонявшей дальние подступы к Москве на смоленском направлении. С осени 1942 и до конца войны Софронов был специальным корреспондентом газеты «Известия». «Кроме работы в газете,— рассказывал он,— писал стихи и песни. Бывал на многих фронтах. 6 ноября 1942 перелетел линию фронта и оказался в Суземском районе Брянщины у брянских партизан. Там впервые спел в партизанской землянке дорогую для меня песню, написанную с композитором Сигизмундом Кацем «Шумел сурово брянский лес»».
550028941апуваСофронов всегда помнил и чтил город своего детства и юности. В 1942 году написал стихи «Мы жили в этом городе…», которые стали песней и гимном Ростова. Поэт говорил: «Донская земля дала мне крылья для полета. «Родной Ростов» был и навсегда останется для меня тем большим университетом жизни, за окончание которого хотя и не вручают диплом, но который для меня стал самой высшей формой образования».
После войны Софронов продолжает активно работать. Главные мотивы лирики А. Софронова — любовь к родному краю, борьба за мир. Одна за другой выходят его стихотворные книги: «Казачья весна» (1946), «Марш победителей» (1947), «Стихи» (1947), «Перед знаменем» (1948) и др. Выступает как драматург, опубликовав пьесы «В одном городе» «Московский характер», «Карьера Бекетова» и другие. Пьеса «В одном городе», с которой он дебютировал, была удостоена Госпремии за постановку в театре им. Моссовета. Анатолий Владимирович написал около 50 пьес, которые различны по художественному уровню, жанровым особенностям, материалу и проблематике. По пьесам Софронова были сняты фильмы, поставлены спектакли. Двенадцать пьес были поставлены в Ростовском драматическом театре имени Максима Горького.
В судьбе многих театральных деятелей спектакли А.В.Софронова сыграли немаловажную роль. Так, главные исполнители сверх знаменитого спектакля «Стряпуха» Михаил Ульянов и Юлия Борисова были повышены в ранге и удостоились почетных званий «Народный артист РСФСР». Вера Марецкая и Ростислав Плятт спектакль «Миллион за улыбку» играли 25 лет!
Очень большой период времени афишу Ростовского театра музыкальной комедии возглавляла единственная музыкальная комедия Софронова «Старым казачьим способом». Сам Анатолий Владимирович рассказывал, что написал ее, что называется, в один присест в Цимле. Увидел на этикетке цимлянского игристого вина надпись - «изготовлено старым казачьим способом» и… зачеркнув первое слово, написал название будущей комедии.
Большое место в творчестве Софронов занимает жанр поэмы: «Бочонок» (1939), «Батожок» (1944), «Хмель-хмелек», «Миус» (обе — 1945), «Золотой берег» (1944-45), «Плиев под Одессой» (1945-72), «Бессмертие» (1972-73), «На площади своего имени» (1970-76) и др.
Перу Софронов принадлежит также большой роман в стихах «В глубь времени» (1971-82). Обратившись к очень редкому в литературе жанру, Софронов стремился через судьбу главного героя Алексея Платова (повествование ведется от его лица) показать жизнь страны от середины 1930-х до современности.
Весьма обширно и многообразно публицистическое наследие Софронов. Его очерковые циклы, очерки, статьи, путевые записки посвящены актуальным проблемам времени, вопросам международного сотрудничества, взаимодействия культур, борьбе за мир и т.д.
В поэзии Софронов всегда наличествовал песенный элемент, не говоря уже о том, что им написаны десятки стихов-песен. Многие из стихотворений Софронов положены на музыку и стали широко известными в народе песнями: «Шумел сурово брянский лес» (1942), «Расцвела сирень» (1946), «Дай руку, товарищ далекий» (1948), «От Волги до Дона» (1951), «Краснотал» (1942), «Ростов-город» (1941), «Ах, эта красная рябина…» (1971), «Здравствуй, столица!» (1947), «Как у дуба старого…» (1937), «Споем, товарищи!» (1942), «Склонилась ивушка» (1957), «Ходят соколы» (1942) и мн. Др.
Более 30 лет, с 1953 по 1986, Софронов был главным редактором «Огонька» — самого популярного «тонкого» еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала. Это издание стало своеобразной летописью эпохи, ее зеркалом.
В 1981 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность, писателю, главному редактору журнала «Огонёк» Софронову Анатолию Владимировичу Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Анатолий Владимирович Софронов награждён 3 орденами Ленина , орденами Октябрьской Революции), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», наградами иностранных государств. Лауреат Сталинских премий (1948 – за пьесу «В одном городе», 1949 – за пьесу «Московский характер»), Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1973 – за пьесы «Наследство» и «Ураган»), Золотой медали имени Александра Фадеева, Золотой медали Советского комитета защиты мира. Первым из советских писателей удостоен звания лауреата международной премии «Лотос».
Последние годы Анатолий Владимирович жил в Москве. Скончался 9 сентября 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
5691047852ывкцуваСофронов явил своей жизнью пример преданности своим родным местам с детства. Место, где начиналась его трудовая биография, стало главным мотивом его поэзии: ставшей легендой и символом эпохи Ростсельмаш, Ростов на Дону, Ростовская область.
Перелистайте страницы его книг, прочтите его стихи и пьесы, прислушайтесь к песням – и вы поймете, как много сумел сделать в жизни этот художник слова, наш земляк.
Одно из лучших стихотворений Анатолий Софронова о войне – «Бессмертник»:

БЕССМЕРТНИК
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце на тучами меркнет...
Растет на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок — бессмертник.
Как будто из меди его лепестки
И стебель свинцового цвета...
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
С ним рядом на гребне кургана лежит
Казак молодой, белозубый,
И кровь его темною струйкой бежит
Со лба на холодные губы.
Хотел ухватиться на сизый ковыль
Казак перед самою смертью,
Да все было смято, развеяно в пыль,
Один лишь остался бессмертник.
С ним рядом казак на полоске земли
С разбитым лежит пулеметом;
И он не ушел, и они не ушли —
Полроты фашистской пехоты.
Чтоб смерть мог казак молодой пережить
И в памяти вечной был светел,
Остался бессмертник его сторожить —
Суровой победы свидетель.
Как будто из меди его лепестки
И стебель свинцового цвета...
Стоит па кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
Анатолий Софронов.
«Правда», 9 сентября 1942 года*
* * *
Земля твоя
О ней ты бредил по ночам,
Страданий не тая;
Она – начало всех начал,
Земля, земля твоя.
Она была тебе дана
Навек, на тыщи лет;
Такая, как она, – одна,
Другой, похожей, – нет.
Когда ты вырос и в очах
Зажегся огонёк,
В полдневный зной тебя встречал
Над Доном ковылёк.
Он был таким же в страшный зной,
Когда в дыму, в огне
Он увидал нас за рекой,
На левой стороне...
Земля моя, земля твоя –
Равнины да яры,
Ты кровью, честью, клятвою
Нам стала с той поры.
И нет в душе тоски сильней
И горести сильней,
Когда ты думаешь, о ней,
Истерзанной, твоей...
И вот опять ты на своём
На правом берегу
Стоишь, не тронутый огнём,
На розовом снегу.
Ты снег руками разгребешь,
Один из сыновей,
Губами верными прильнешь
К земле, к земле твоей.
Казачий берег, тихий Дон,
Родимые края,
Степной ковыль, сожженный дом,
Земля, земля твоя!
* * *
ЗДРАВСТВУЙ, ДОН!
От далеких карпатских отрогов,
От широких венгерских долин,
По полям, по лесам, по дорогам
Слышен голос знакомый один.
В этом голосе слово привета,
Слово верной, сыновней любви
Казаков, обошедших полсвета,
Не склонивших знамена свои.
Здравствуй, Дон, наш родной Дон Иваныч,
Ты казачьего войска отец,
Здравствуй, тихий соленый наш Маныч,
Здравствуй, отрок казачий — Донец!
Мы рубились в сраженьях опасных,
Не роняли казачьих клинков,
И мелькали, как пламя, лампасы
Среди улиц чужих, городов.
Мы твою возвеличили славу,
Дон Иваныч, отец наш родной,
За тебя отомстили по праву,
Край наш светлый, широкий, степной.
Мы отмыли водой ключевою
Кровь фашистскую с острых клинков
И готовим в дорогу с собою
Рыжебоких своих дончаков.
...Слышит Дон это слово привета,
И студеной волною журчит,
И от радости, солнца и света
В днища старых баркасов стучит.
Шелестит поутру камышами
В необъятных владеньях своих
Да играет волной с голышами
На песчаных откосах крутых.
А над ним, если выйти на берег
Да на степь золотую взглянуть,
Не узнать, не понять, не поверить —
Колос вышел, поднялся по грудь. \
Все пройдя, все узнав, все изведав,
Через смерть, через дым, через кровь
Урожаем счастливой победы
Дон наполнен до самых краев.
Шум работ не смолкает и на ночь
Над широкой казачьей рекой.
Ой ты, Дон, наш родной Дон Иваныч,
Тихий Дон наш, отец дорогой.
* * *
Как можно жить, не зная точно,
Откуда ты и кто ты сам?
Кому обязан каждой строчкой,
Каким высоким парусам?
Кому ты твердостью обязан?
Откуда в люди вышел ты?
Кто в жизни дал тебе наказом
Неразводимые мосты,
Соединившие навеки
Тебя с отцовскою землей?
Откуда ты считаешь вехи
Дороги долгой и крутой?!
И не ищите, не ищите
Меня в какой стране другой:
Нуждаясь в ласке и защите,
Я возвращаюсь в край родной.
И вот дышу, дышу, вдыхая
Дымок рыбачий над костром,
Смотря, как пламя полыхает
Под искрометным ветерком.
Нет, не ищите, не ищите, -
Я сам всегда сюда иду,
Донской земли старинный житель,
Без этих зорь я пропаду!
Пусть опадает клен багряно,
Теряя листья на ветру...
Осенней ночью ноют раны,
Лишь затихая по утру.
Когда кричат разноголосо,
Росой умывшись петухи,
Опять рождаются без спроса,
Без принуждения стихи.
* * *
Степь
Родная степь: ковыль, да жито,
Да полынок в степи седой,
Ты перед нами так открыта,
Как мы открыты пред тобой.
Твои яры, да перекаты,
Да нитки серые дорог
Степные воины – солдаты
Узнали вдоль и поперек.
И если суслик в поле свистнет,
Лиса метнется за бугром
И над тобой орел повиснет, –
Язык степной для нас знаком.
Мы пили летнюю прохладу
Твоих ночей, твоей земли;
На ложе жесткого приклада
Мы час-другой поспать могли.
Ты приучила нас к победам,
Родные земли нас зовут,
И за орудиями следом
С рассветом пахари идут.
* * *
КАК У ДУБА СТАРОГО
Как у дуба старого, над лесной криницею.
Кони бьют копытами, гривой шелестя...
Ехали мы, ехали селами, станицами
По-над тихим Доном, по донским степям.
Пел в садах малиновых соловей-соловушка,
Да шумели листьями врощах тополя...
Поднималось солнышко, молодое солнышко,
Нас встречали девушки песней на полях.
Эх ты, степь широкая, житница колхозная,
Край родимый, радостный, хорошо в нем жить,
Едем мы, казаченьки, едем, краснозвездные,
В конницу Буденного едем мы служить.
Как приедем, скажем мы боевому маршалу:
«Мы пришли, чтоб Родину нашу защищать.
Ни земли, ни травушки, ни простора нашего
Иноземным ворогам в жизни не видать».
Кони бьют копытами над лесной криницею,
Поседлали конники боевых коней...
Ехали мы, ехали селами, станицами
По-над тихим Доном, в даль родных степей