Деньги — это практичный инструмент в жизни, и дети понимают это довольно быстро. Необходимо объяснить ребенку, что они не берутся из воздуха. Знакомить ребенка с функцией денег можно с раннего детства. Для этого совсем необязательно читать трехлетке лекцию по экономике —нужно выбрать правильную игру. Подросткам можно дать чуть больше свободы и право выбора.

Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников
Расширяйте словарный запас. Объясняйте и изучайте термины, связанные с финансами. «Каждый день выбирайте новое денежное слово — «банк», «зарабатывать», «тратить» или «сберегать» — и объясните, как оно работает в повседневной жизни, когда вы идете на работу, покупаете продукты или откладываете деньги на что-то».
Подавайте пример. Если вы испытываете напряжение во время покупок, волнуетесь или спорите о деньгах с супругом, то дети рано или поздно это заметят, предупреждает психолог. Подайте им здоровый пример, и они с большей вероятностью последуют ему, когда станут старше.
Учите действием. Нужно сделать больше, чем просто сказать: «Эта машинка стоит 500 руб.».Нужно помочь ребенку вытащить несколько купюр из банки, взять их с собой в магазин и передать деньги кассиру. Действие будет иметь больший эффект, чем пятиминутная лекция
Стремитесь к наглядности. Дайте ребенку монетки, которые он будет копить на какую-нибудь желанную для него покупку. Это научит фокусироваться на цели, а также на практике понимать функцию денег. Лучше выбрать прозрачную банку — дети видят, как количество денег, которые они копят, увеличивается.
Не нарушайте правил. Маленькие дети берут пример с родителей. Если вы сами не нарушаете финансовые правила, то ребенок, скорее всего, будет действовать так же.

Игры о финансовой грамотности для дошкольников
Если ребенок посещает детский сад, то дополнительные знания о том, что такое деньги и как с ними обращаться, он может получить там.В программах некоторых дошкольных заведений проводят тематические недели на тему финансов. Дома в распоряжении родителей есть всевозможные игры:
- детская касса или магазин;
- сюжетно- ролевые игры на любую тему, связанную с финансами: «что такое профессия», «собираем и считаем нужное количество монеток»;
-игра «большой или маленький» тренирует навык выбора — ведь какой-то большой предмет не всегда лучше и полезнее маленького.
Уже в начальной школе ребенку можно давать карманные деньги .Это формирует ответственность за наличие и трату собственных финансов: ребенок сможет самостоятельно распоряжаться ограниченной суммой, и у него будет выбор- купить шоколадку в школьной столовой или отложить деньги на игрушку. Полезно выдавать деньги ребёнку наличными и на карту. Лучше вводить оба варианта, чтобы ребенок был с ними знаком и понимал, как считать физические деньги и как отследить все траты в приложении банка. Карточку можно заводить примерно с восьми лет.

Как избежать ошибок при обучении финансовой грамотности
Не покупайте все, что просит ребенок. Перед тем как зайти в магазин, заранее обсудите план покупок. Составьте список, попросите ребенка запомнить, какие товары необходимо приобрести. Можно разрешить ребенку выбрать что-то для себя, но не дороже 100 руб. Так вы познакомите ребенка с тем, что у каждого товара своя цена, отработаете понимание «больше/меньше».
Выдерживайте паузу. Если ребенок разом потратил все карманные деньги, не торопитесь выдавать ему еще.
Не платите за хорошие оценки. Учатся для того, чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. Можно установить вознаграждение за домашние дела и другой труд.
Наказание и поощрение должны быть соизмеримыми. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки- порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены «за счет» ребенка.
Для обучения финансовой грамотности существует множество игр, в которых заложены различные сценарии, так или иначе связанные с деньгами. Это могут быть командные игры или такие, где каждый сам за себя. С помощью игры можно прививать навыки обращения с деньгами в непринужденной семейной обстановке, что хорошо само по себе.