Дорогие друзья! Как вы знаете, Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. В честь этого знаменательного события мы открываем новую рубрику "Учительство в лицах". В течение года мы будем рассказывать вам о самых великих педагогах и наставниках.

20230125 песталоцци 1Поскольку в этом году исполнилось  277 лет со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци, одного из основоположников дидактики начального обучения, начнём мы, пожалуй с него.
Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёс значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных, физических, нравственных.
Родился будущий педагог в Цюрихе. Окончив два курса коллегиума Каролинум, возглавлял учреждение для бедных в Нёйхофе, приют для сирот в Станце, институты в Бургдорфе и Ивердоне.
Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Письмо к другу о пребывании в Станце», «Лебединая песня».
Именно в этих трудах в конце XVIII века впервые были внятно сформулированы принципы воспитания и образования детей, которые по сей день считаются основополагающими:
– учить надо всех – и богатых, и бедных;
– бедные не глупее, чем богатые;
– воспитывать надо не словом, а делом;
– главная цель: привести в движение присущее человеку от природы стремление к деятельности;
– и, наконец: «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения».
Константин Дмитриевич Ушинский полагал, что «метод Песталоцци» является открытием, дающим право его автору считаться первым народным учителем.
На закате своей жизни Песталоцци осознал, что его педагогические принципы несомненны, но опыты приложения их на практике менее совершенны, чем он предполагал. Он надеялся, что недостатки его системы будут устранены его учениками. И действительно некоторые из его последователей - Христофор Шмид, Пауль Тиллих, Тюрк и особенно Адольф Дистервег - вложили много труда в обработку системы великого учителя.
Умер Иоганн Песталоцци 17 февраля 1827 год.20230125 песталоцци 2