Трудно представить себе более мужское дело, чем война. Однако всегда находятся женщины, способные нарушить запрет, созданный самой природой, и встать на защиту Родины наравне с мужчинами. Лидия Литвяк официально считается самой результативной женщиной-летчиком Второй мировой войны.

20230117 лилия 1В течении всего лишь одного яркого года она была героем, прославляемым советской прессой, а затем на многие десятилетия ее имя было вычеркнуто из истории. Звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда» были присвоены Лидии только в 1990 году.20230117 лилия 118 августа 1921 года в семье железнодорожника Владимира Литвяка родилась дочь. Имя Лида девочке почему-то не очень нравилось, и еще с детства она настаивала, чтобы ее звали не Лидией, а Лилией. Однако с нежным растением ее точно нельзя было равнять. Главным увлечением девочки с раннего детства стала авиация. В четырнадцать лет она записалась в аэроклуб, а год спустя, обогнав большинство парней, уже совершила первый самостоятельный полёт.20230117 лилия 2Дальше историки затрудняются точно сказать, почему в судьбе Лидии начинаются крутые «зигзаги». Сначала она записывается на курсы геологов и отправляется в экспедицию на Крайний Север, а затем поступает в авиационную школу лётчиков-инструкторов, но не в Москве, а в далеком Херсоне. По некоторым сообщениям, как раз в это время, в 1937 году, отец Лиды - Владимир Леонтьевич, был репрессирован, но документальных свидетельств этого факта не осталось.
После окончания летной школы Лидия Литвяк переезжает в г. Калинин (сегодня - Тверь) и начинает работать в Калининском аэроклубе. Согласно распространенной версии, она была летчиком-инструктором и за несколько лет до войны успела подготовить 45 курсантов. Однако этот факт плохо «стыкуется» с тем, что потом, чтобы попасть на фронт, она вынуждена была приписать себе 100 летных часов. В любом случае, к 1941 году 22-летняя девушка была опытным летчиком и с первых же дней войны начала проситься на фронт. Однако в первые месяцы сражений женских летных военных частей в нашей стране еще не было.
На самом деле, на тот момент их не было ни в одной армии мира. Кстати, даже к концу войны, когда необходимость заставила всех участников привлекать женщин-пилотов к службе, в Великобритании и США они служили во вспомогательных транспортных частях, а знаменитые «Валькирии Люфтваффе» в основном летали на бомбардировщиках или были испытателями. Наши женщины-истребители Второй мировой войны, среди которых и оказалась и Лидия Литвяк, до сих пор остаются уникальным фактом настоящего героизма и самоотверженности.
Уже к осени 1941 года советское командование принимает решение о создании женской военной авиации. В основном это было сделано усилиями прославленной женщины-летчицы, первой женщины - Героя Советского Союза Марины Расковой. 10 октября 1941 года Лидия Литвяк зачисляется в 586-й истребительный авиаполк.20230117 лилия 2Весну и лето 1942 года Лидия Литвяк, служа в составе полка, занимается патрулированием неба над Саратовской областью, но 10 сентября 1942 года восемь летчиц из первой эскадрильи авиаполка переводятся в состав мужской истребительной авиадивизии — в Сталинград. Именно там начинается славный боевой путь крылатой «Белой лилии». Существует легенда, что именно тогда Лидия попросила нарисовать на фюзеляже своего самолета белую лилию («Лилия» был и ее позывной), однако ни на одной фотографии тех лет эта деталь не видна, да и воспоминаний современников об этом факте не сохранилось. Однако в народной памяти белокурая юная летчица действительно осталась под этим красивым прозвищем.
20230117 лилия 320230117 лилия 33 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом Лидия сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Летчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109. Вскоре её перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк — своеобразную сборную лучших летчиков. Всего за русской летчицей будет засчитано 11 воздушных побед.
Одним из ярких подвигов Лидии стал сбитый вражеский аэростат. Этот важный корректировщик огня тщательно прикрывался зенитками. Чтобы справиться с ним, Лидия углубилась в тыл противника и, зайдя против солнца, уничтожила воздушное судно. За эту победу она получила орден Красного Знамени. Несколько раз за она была ранена, но всегда возвращалась в строй, едва только встав на ноги.
20230117 лилия 4Досталось Лидии и короткое личное счастье. В марте 1943 года она вышла замуж за однополчанина капитана Алексея Соломатина, с которым воевала в связке (он — ведущий, она — ведомая). Всего лишь через два месяца Алексей погиб, причем не во время боевого вылета, а при тренировочном бое:«В тот день вместе с Лилией Литвяк мы находились на аэродроме. Сидели рядом на плоскости самолета. Наблюдали за учебным воздушным «боем», который Алексей Соломатин вел с молодым летчиком, недавно прибывшим в часть. Над нашими головами выполнялись сложные фигуры. Вдруг один из самолетов вошел в отвесное пике и с каждой секундой стал приближаться к земле. Взрыв! Все бросились к месту падения самолета. Мы с Лилей тут же сели в полуторку, которая мчалась в ту сторону. Были уверены, что разбился молодой летчик. Но оказалось, погиб Алексей Соломатин. Трудно передать, в каком отчаянии находилась Лиля… Командование предлагало ей отпуск, но она отказалась. «Буду воевать!» - повторяла Лиля… После гибели Алексея с еще большим ожесточением стала вылетать на боевые задания». (из воспоминаний Инны Паспортниковой, однополчанки Л. Литвяк)
20230117 лилия 5В конце июля 1943 шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Военная авиация поддерживала наземные силы нашей армии. Особенно тяжелым оказался день 1 августа. За одни сутки Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета. Только за этот день она сбила два самолёта противника лично и один – в группе. Последний вылет оказался для нее последним.
20230117 лилия 4Есть свидетельства очевидцев, что Лидия признавалась: "Больше всего боюсь пропасть без вести", – рассказал в интервью "Российской газете" 8 мая 2019 года руководитель поискового объединения "Миус-фронт" Андрей Кудряков. – К сожалению, именно так и произошло. Никто точно не мог сказать, куда упал самолёт Лидии. Так получилось, что истребитель упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез... Потом появились сведения, что Лидии удалось выпрыгнуть с парашютом и её видели у немцев. Имя легендарной лётчицы, о подвигах которой писали газеты, решили предать забвению.
Печально, что смерть героической летчицы стала поводом для сплетен и непроверенных обвинений. Так как ее самолет просто не вернулся, появились слухи о том, что Лидия в плену у немцев «разъезжает с фашистами на машине».
Сослуживцы Литвяк были возмущены тем, как незаслуженно пытаются втоптать в грязь её имя. Они знали, что Лида никогда бы не пошла на сотрудничество с немцами и не стала бы крутить с ними романы, что следовало из домыслов недоброжелателей. Друзья попробовали восстановить справедливость сразу же после освобождения Донбасса и отправились к предполагаемому месту падения истребителя. Но выяснилось, что местные жители разобрали его на металлолом.
Узнать всю правду о судьбе легендарной лётчицы удалось лишь в 60-е годы.
Школьники из только зародившегося поискового движения смогли разыскать свидетелей падения истребителя 1 августа 1943 года. Те подтвердили, что пилот погиб, им оказалась светловолосая девушка. Лиду опознали по фотографии. Её похоронили в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области в братской могиле. Позже там установили обелиск с фотографией Лидии Литвяк.
В 1988 году в личном деле Лиды появилась запись: "Погибла при выполнении боевого задания". А спустя два года ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На личном счету Лидии Литвяк 12 сбитых вражеских самолётов и четыре уничтоженных в составе группы.