Рано или поздно каждый школьник задается вопросом: «Кем быть? Какую профессию выбрать?» И от того выбора, который ему предстоит сделать, во многом зависит, каким будет его будущее. Ведь именно профессия дает человеку возможность удовлетворить основные свои потребности, реализовать себя как личность. Поэтому, чтобы избежать ошибок в выборе профессии, необходимо четко представлять не только свои интересы и склонности, но и способности и возможности.

Причинами ошибочного выбора профессии могут быть недостаток знаний, опыта, неправильное отношение к обстоятельствам выбора (например, выбор профессии «за компанию» или по ее престижности, либо по чьему-то совету). В результате – разочарование и необходимость сменить профессию. Или, что еще хуже, - заниматься нелюбимым делом изо дня в день.
Выбор профессии — вопрос во многом философский. Прежде всего стоит определиться, какое место в жизни вы отводите профессиональной деятельности в данный момент и как эта ситуация может измениться с годами. В современных условиях существует не только огромный выбор специальностей, но и масса вариантов ухода в смежные области обучения без отрыва от производства, получения дополнительного заработка.
Раньше люди выбирали себе вуз и профессию один раз и на всю жизнь. Сейчас в контексте с работой все чаще идет речь о наиболее полном раскрытии интеллектуального, творческого и личностного потенциала. Рамки расширились настолько, что очень легко растеряться — особенно молодым людям, которые еще не разобрались, к чему же их тянет больше всего. Хорошо, когда есть возможность опробовать разные варианты, присмотреться, получить хороший совет. Если такой возможности нет, остается руководствоваться общими принципами выбора.
0218452157нпаеОсновы выбора профессии закладываются еще в школе, когда на уроках выявляются способности к каким-либо предметам, а во время общения с родителями, учителями и сверстниками — личные качества. Уже в это время можно примерно определиться, в какой из основных сфер человеческой деятельности имеет смысл приложить свои силы. При этом, однако, важно понимать, что способности к математике могут быть приложены и в финансово-экономической сфере, и в инженерной, и в сфере фундаментальных исследований, а способности к музыке могут привести человека не только на сцену, но и в педагогику, и в музыкальный бизнес.
Сейчас, когда существует множество вариантов удаленного обучения, роль географии при выборе профессии сильно снизилась, но все еще бывает важна. Некоторым специальностям можно обучиться, только переехав в другой город. Это всегда влечет за собой серьезные денежные траты, которые большинству молодых людей не под силу.
Родители обычно готовы финансировать обучение только в определенных вузах, считая, что они лучше знают, что будет предпочтительнее для их ребенка. Их можно понять: отправить ребенка учиться в Москву на четыре-шесть лет может стоить родительскому бюджету сотни тысяч рублей за весь период обучения, и тратить такие деньги на детские прихоти им не хочется. Однако подобная постановка вопроса чревата ошибками, семейными и личными драмами. Этого можно избежать, если молодому человеку удастся правильно аргументировать свой выбор профессии, найти недорогой способ обучения и спрогнозировать окупаемость своих занятий. Эти же принципы помогут, если вы хотите сменить сферу деятельности и задумываетесь о получении дополнительного образования.
Учась дистанционно, можно примирить родителей со своим выбором — ведь им не придется нести крупные финансовые траты, при этом вы сможете обеспечивать себя самостоятельно, совмещая учебу с работой.
7587567869анВ рыночных условиях важно ориентироваться, какие профессии наиболее востребованы и в какую смежную область можно будет уйти, если требования рынка изменятся. Прежде всего, конечно, следует иметь высшее образование. Среднее профессиональное образование может стать хорошим подспорьем, но настоящую уверенность сейчас дает только высшее образование, а иногда и два высших. Об этом говорят цифры: годовой доход специалиста, получившего высшее образование, увеличивается практически в полтора раза. За всю свою карьеру он в среднем может заработать больше на 76%. Такими возможностями не следует пренебрегать.
В 90-е годы, в связи с бурной компьютеризацией всех сфер деятельности и появлением в нашей стране частного бизнеса, все стремились получить техническое или финансовое образование. Сейчас, когда владение компьютером стало нормой, а финансовые схемы усвоены, возникло больше возможностей для организации компаний самого разного профиля. Вступает в силу человеческий фактор: кто будет работать в этих компаниях, какие моральные и духовные ценности необходимы для того, чтобы любое дело стало успешным? На передний план стали выходить гуманитарные науки: история, социология, педагогика, политология, психология. Информационному и индустриальному обществу требуется стать гуманитарным, обратиться к человеку, предложить ему все возможности для гармоничного развития, подкрепленные доступными современными технологиями.
В заключение хотелось бы напомнить всем, для кого актуален вопрос профессионального самоопределения, о «золотом правиле выбора профессии»: при выборе профессии надо учитывать три основных параметра – «Хочу», «Могу», «Надо».
«Хочу» означает «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»
«Могу» - «Есть ли у тебя необходимые для этого дела качества?»
«Надо» - «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»И если на все три вопроса ответ «Да», значит, выбор сделан правильно!875047754пге