Здравствуйте, дорогие мои читатели! Надежда Александровна Нолле-Коган и Александр Блок первый раз встретились в 1912 году. Она, дочь врача, москвичка по рождению, жила тогда в Петербурге. Ее муж Петр Семенович Коган был учителем литературы в ее гимназии. Она бежала с учебы и зашла в кафе, пошла позвонить по телефону, когда вернулась, то увидела, что ее столик занял Блок. Он быстро освободил место и извинился.

11.11 блок

Вот и вся встреча. А потом она напишет ему письмо с просьбой разрешить присылать ему букеты. Он разрешил.
Только через два года она решится ворваться к нему в дом. Так начнется ее семилетний роман. Он дарил ей книги. А она помогала выпускать их, искать издательства, вести переговоры с театрами, устраивать его вечера.
Дружба, похожая на любовь? Или любовь, напоминающая дружбу?
Москва спасала его. Он рвался сюда. Блока позвала в Москву Надя. Поселила у себя в трехкомнатной квартире на Арбате, где жила с мужем. Тот май 1920-го — последняя московская феерия Блока. Все 11 дней — звонки, письма, цветы, паломничество молодежи. Он повеселел, помолодел, шутил.
После его отъезда Надя сразу же поехала к нему в Петроград, где подружилась с его мамой. Она вытаскивала его на прогулки. Через 9 месяцев, когда Надя будет на последнем месяце беременности, она вновь вытащит его в Москву.
Но теперь и это не поможет.
2 мая 1921 года Блок приехал читать стихи про никому уже не нужные туманы, бездонности. Началось с того, что сбор был неполный, Александр отказывался выступать, но Чуковский уговорил его. Блок прочитал 4 стихотворения спустя рукава и убежал.
После этого писать ему стало трудно. Надя пыталась его отвлечь, рано утром повела гулять, они сидели на скамье у Христа Спасителя. Блоку здесь полегчало, он даже улыбнулся, а Надежда почувствовала: это конец.
«Воспаление сердца» - это диагноз. Есть такая болезнь. Он, никогда не болевший, ушел за два месяца. В июне 1921 года у Нади родится сын, он станет известным писателем Александром Кулешовым. Но сын ли он Блока, тайна прошлая и — прошлого.

Библиограф: Процай Светлана