Печать

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ОБЩЕСТВУ

Одной из главных целей современного государства является обес­печение права граждан на получение информации и знаний. Важным шагом в реализации этого права стало создание Библиотечно-информационного Центра (БИЦ) в Муниципальном Бюджетном Учреждении Культуры Целинского района «Межпоселенческая центральная библиотека». Благодаря ему жители и гости нашего поселка имеют возможность бесплатного выхо­да в Интернет для решения своих насущных задач (поиск сведений о социальных льготах, пенсиях и т. д.), а также могут осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления посредством коммуникационных технологий.

С первых дней работы Центр предоставляет социально значи­мую правовую информацию бес­платно для всех граждан вне за­висимости от их финансового положения, социального статуса, рода занятий. Пользователями его являются предприниматели, пен­сионеры, школьники, рабочие, сту­денты, служащие, безработные.

Центр оказывает жителям поселка ряд услуг, которые подразделяются на обязательные и дополнительные. Пользователи могут бесплатно восполь­зоваться сайтами государственной власти федерального, региональ­ного и местного уровней, а также интернет-порталами государственных и муниципальных услуг. Доступность информации для граждан в сети Интернет обеспечивает портал «Сервер органов государственной власти России», где размещён каталог ссылок на официальные сайты как Рос­сийской Федерации, так и её субъектов. С его помощью жители Целинского района имеют возможность напрямую обра­щаться во властные структуры. Оп­тимизация процесса предоставления государственных услуг и создание электронного правительства на сайте «Государственные услуги» позволяет гражданам находить необходимые документы и избегать личного общения с чиновниками. В Центре созданы все условия для реализации этих возмож­ностей.

БИЦ оснащён современным обору­дованием: два автоматизированных рабочих места для пользователей и три – для сотрудников. Это позволяет полу­чить весь спектр сервисных услуг.

Дополнительные услуги, как прави­ло, оплачиваются самими пользовате­лями, и их перечень может меняться в зависимости от технических возможно­стей. На сегодняшний день самая вос­требованная — электронная почта.

Если у пользователя нет своей элек­тронной почты, он может обратиться к нам, воспользоваться электронным адресом Библиотеки и послать сообщение без абонирования электронного почто­вого ящика. Здесь отправляют в основ­ном деловые документы.

Некоторые пользователи приходят в Центр просто поработать за компьюте­ром: набирают и редактируют тексты. Для этого есть всё необходимое: офис­ные и графические редакторы. Наличие копировально-множительной техники (принтер, сканер) позволяет полу­чать документы в виде копий. Эта услу­га наиболее востребована в библиотеке. Очень удобно, когда в одном месте материалы можно отсканировать, рас­печатать как в чёрно-белом, так и в цветном варианте. В большинстве слу­чаев сканируют деловые документы (договоры, соглашения, счета-фактуры и другие). Для распознавания текста и редактирования установлены необходимые програм­мы.

Следующая услуга, которую пре­доставляет Библиотечно-информационный Центр, — поиск правовых актов в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

Центр оказывает консультационную помощь при работе со справочно-поисковыми системами, по поиску информации в сети Интернет, на сайтах бесплатного доступа (например, если нужно подать заявление на получе­ние/замену внутреннего или загранпас­порта, проверить задолженность по налогам, пройти процедуру регистра­ции на портале госуслуг, составить резюме, договор и т. д.).

Библиотекари осуществляют работу со сведе­ниями, приходящими на электронные почтовые ящики пользователей, и свое­временно их об этом информируют. Оказываются следующие дополнитель­ные (платные) услуги: сканируются, набираются, редактируются, распеча­тываются документы, а при необходи­мости и отправляются по электронной почте.

Центр ведёт справочно-библиографическую работу. Быстрота и точность выполнения справок — одна из задач БИЦ. Использование передовых тех­нологий обеспечивает оперативность поступления информации, простоту и удобство поиска необходимых данных. Посетитель может не только получить сведения о законодательных актах (их реквизиты, место и время публикации, тексты, комментарии), но и распечатать или перенести источники на электрон­ные носители.

Кроме того, Центр готовит справки для Паспортной визовой службы. С вве­дением в действие Федерального зако­на «О правовом положении иностран­ных граждан в Российской Федерации» повысилось количество обращений граждан бывшего CCСР в библиотеку для поиска различного вида информации, заполнения различного вида анкет и заявлений.

Для поиска данных используются не только электронные ресурсы справочно- поисковой службы, правовые ресурсы Интернета, но и собственные электронные базы дан­ных, которые регулярно пополняются.

В Центре собран фонд официальных документов и юридических журналов, газет и книг. А наличие электронных поисковых систем упрощает путь поиска и получения информации. Заказы на документы или услугу пользователи могут сделать по телефону или по электронной почте.

Одно из направлений работы — пра­вовое просвещение населения. Выпус­кается собственная продукция: рекламно-информационные издания, библиографические списки, указатели, буклеты, информационные листки, объявления и т. д. Готовятся и оформляются выставки. Так весь 2013 год в читальном зале Библиотеки будет работать (обновляясь и пополняясь в течение года) выставка «По лабиринтам законов и кодексов». Также будут работать временные – тематические выставки, например: «Сам себе адвокат», «Читаем. Думаем. Выбираем.», «Хроника Российской государственности», «У нас в Российской Федерации», «Азбука прав человека» и другие.

Стремительно развивающаяся жизнь диктует свои условия — возникают новые экономико-правовые отношения, законодательство существенно меняет­ся. Даже практикующим юристам иног­да нелегко уследить за нововведения­ми. Что же говорить об обычных гражданах, не имеющих соответствую­щего образования? В нашей жизни воз­никают ситуации, когда необходима юридическая консультация. Все чаще жители Целинского района стали обращаться за такого вида помощью в Библиотечно-информационный Центр. Он становится популярным у населения. Вопросы, с которыми обращаются пользователи Библиотеки – самые разнообразные: жилищное, семейное и трудовое право, защита прав потребителей и т. д.

Одна из самых актуальных и востре­бованных сегодня услуг — организация консультаций по работе на компьютере и в сети Интернет. Целевая группа — нера­ботающие пенсионеры. Возрастной состав — от 40 лет и стар­ше. Пользователи узнают об общем устрой­стве компьютера, учатся использовать базовые офисные приложения на на­чальном уровне, работать в Глобальной сети INTERNET, проводить поиск информации, выходить на порталы государственных органов и т. д. У жителей поселка появи­лась возможность написать письмо в административные структуры, запол­нить бланки заявлений, получить ответ на свой вопрос по электронной почте.

Важное место в организации работы Центра отводится рекламе, поскольку она помогает распространению инфор­мации о существующих услугах, воз­можностях и ресурсах, способствует повышению эффективности организа­ции правового просвещения горожан. Основные используемые рекламные приёмы — размещение информации в отделах обслуживания, на стенде в фойе библиотеки, распространение среди пользователей, выпуск листовок, визиток, а также публикация сообще­ний о событиях, происходящих в Библиотечно-информационном Центре, на страницах СМИ, на офици­альном сайте Целинского района, на местном телевидении.

Созданный на базе библиотеки Библиотечно-информационный Центр, предоставляющий услуги посредством новых технологий, стано­вится неким гарантом улучшения ситуации в обществе. Его двери открыты для каждо­го, кто нуждается в информации. Защищая и продвигая принципы демо­кратичности, Библиотечно-информационный Центр более пристально относится к нуждам людей.