Война перевернула жизнь огромного государства и каждого его гражданина, изменила структуру экономики, стиль работы и управления. Автомобильные дороги впитали в себя все эти изменения и стали наглядным примером того, как жила страна, как она работала, воевала и побеждала – целые годы и каждый день.

Невозможно забыть, что Великая Отечественная Война многонационального советского народа 1941-1945 гг. против немецко-фашистских оккупантов навечно запечатлена в истории нашей Родины и всего человечества как небывалая по размаху и напряжению, по глубине трагических испытаний народа, величию его духа, нравственной красоте и героизму беспримерного подвига и огромных жертв, принесенных на алтарь Победы.
В годы Великой Отечественной войны в результате многочисленных ожесточенных боев были разрушены не только города и села, но и автомобильные дороги.
Восстанавливали разрушенные трассы, следовавшие за нашими войсками, военные дорожники, объединенные под общим названием ВАДовцы. Они расчищали трассы от хлама, оставленного вражескими войсками, строили колейные дороги, реконструировали проезжую часть разрушенных основных дорог, строили и восстанавливали мосты.
Кроме того, ВАДовцы принимали меры для обеспечения безопасности движения, одной из которых была маскировка – для дезориентации противника делали ложные военные объекты и целые аэродромы.
55222363

Значение своевременной доставки груза воинским частям понимали прежде всех дорожники и автомобилисты, отсюда их самоотверженность, инициативность и творчество. Дорожники наряду с боевыми частями завоевывали победу, нередко под обстрелом врага они возводили мосты и переправы, строили и восстанавливали автомобильные дороги.
Немецкие войска при отступлении разрушали мосты, минировали и взрывали дороги, пытались любым способом задержать наступление советских войск. Дорожники работали в жару и в тридцатиградусный мороз, при постоянной опасности нападения просочившихся в тыл немцев, налете авиации.
Высокие темпы восстановительных дорожных работ советских войск был вынужден признать и противник. Генерал-фельдмаршал Э. Манштейн отмечал в своих воспоминаниях, что «русские были мастерами восстанавливать дороги...
Конечно, дорожники, как тыловые части, намного реже боевых подразделений получали ордена и медали, не так прославились громкими подвигами. Но были и подвиги.
Например, во время Сталинградской битвы, когда ледоходом были уничтожены все возведенные мосты, дорожники «построили настильную переправу по льду и организовали по ней двустороннее движение автомашин и гужевого транспорта, движение воинских подразделений. За этот подвиг 73 воина-дорожника были награждены орденами и медалями».
При переходе через Большой Хинган воины всех подразделений самоотверженно обеспечивали продвижение войск. Под проливным дождем они строили мосты через горные потоки из заготовленных деревянных ферм, закрепляли камнем болотистые участки, оборудовали броды.
23 апреля 1942 года свой подвиг совершили семеро воинов-дорожников. На 134-м километре Минского шоссе ныне стоит обелиск в честь их героического поступка.
Наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге (ВАД) Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время дорожники производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом.
Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Их имена: старший сержант Иванов, сержант Гасилов, рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов.
777210025

3 тысячи вражеских мин было снято и обезврежено с местных дорог в ходе Берлинской операции. Для форсирования реки Одер дорожниками было построено 34 моста, которые обеспечили прорыв советских войск к Берлину.
20 мостов было восстановлено советскими дорожниками через каналы и реку Шпрее в Берлине. Для регулирования улиц в городе было задействовано около 2,5 тысяч солдат, установлено 26 тысяч дорожных знаков и указателей.
21 тысяча километров военно-автомобильных дорог была подготовлена войсками 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов в ходе Берлинской операции весной 1945 года. В сражениях принимали участие 185 дорожных батальонов. При подготовке к решающему штурму дорожниками было разобрано 100 тыс. куб. завалов на улицах Берлина и его транспортных узлах.
Многогранна и неисчерпаема летопись героизма, проявленного воинами-дорожниками в годы Великой Отечественной войны. Что вдохновляло, поднимало, и вело их на подвиги? Каковы источники массового героизма?
Во-первых, неисчерпаемым источником, который питал наших воинов мужеством и отвагой, был патриотизм, боевые традиции, героическое прошлое нашего Отечества.
Во-вторых, мужество, отвага, массовый героизм, проявленные советскими воинами в боях с немецко-фашистскими захватчиками, неразрывно связаны со знанием ими военного дела, боевой техники и оружия, тактики ведения боя, с боевым опытом и мастерством.
В-третьих, мощным источником массового героизма советских воинов являлось четкое понимание ими справедливого характера и целей Великой Отечественной войны. Ненависть к немецко-фашистским захватчикам, вероломно нарушившим мирную жизнь нашего народа.
359 тысяч километров – общая протяженность военно-автомобильных дорог, которые находились на балансе советских дорожников в период 1941-1945 годов.
100 тысяч километров автомобильных дорог было восстановлено и отремонтировано советскими дорожниками для обеспечения военных операций во время войны.
Для проезда техники и прохода войск было построено более 1 миллиона мостовых сооружений.
Также дорожники принимали активное участие в ремонте техники, восстановив за годы войны более 800 тыс. боевых и гражданских средств.
Трудно переоценить роль дорог и дорожников в мирное время, особенно в нашей необъятной стране. Но во сто крат она возрастает в годы военного лихолетья. Война невозможна без продвижения техники, без обеспечения воинских частей всем необходимым для ведения боевых действий. А для этого нужны дороги, мосты и переправы.