2022 год стал исторически юбилейным для Целинского района: в этом году отмечается значимое событие: 100-летие переселение молоканской общины в наш район. Кто такие молокане и как они появились на Донской земле? Чтобы выяснить это, сегодня мы начинаем цикл экскурсов в историю молоканской общины.

09.08 Молоканская община 1Молокане, или так называемые духовные христиане, появились в России XVIII века как течение, отделившееся от традиционной православной церкви.
Молокане — одна из конфессиональных групп духовных христиан, которая ответвилась от духоборов (особая этноконфессиональная группа русских). В отличие от духоборов, молокане не только признают Библию, но и требуют от своих членов следовать только ей. Библию молокане ассоциируют с "духовным млеком", которым "окормляется" человеческая душа. Отсюда, по одной из версий, происходит слово "молокане". По другой версии, своё название молокане получили от православных священников, прозвавших их так за то, что они пьют молоко во время поста.

09.08 Молоканская община 2Молоканская община на Закавказье

После того, как Карсский регион в 1921 году окончательно отошёл к Турции, полномочный представитель РСФСР Буду Мдивани приехал в Карс, посетил деревни, где жили молокане, пропагандировал коммунистические идеи. Советские власти считали, что по своему укладу жизни молокане близки им, поскольку вели коллективное хозяйство. Однако у молокан главным была их религия, поэтому они оставались равнодушными к воззваниям Мдивани. Но визиты советского представителя к русским сильно обеспокоили турецкие власти, опасавшихся нежелательных настроений в только что отошедшей к Турции российской губернии. Они решили избавиться от молокан и нашли для этого предлог. Молокан начали призывать в армию, что для них было смерти подобно. Из-за этого большинство молокан в 20-е годы было вынуждено уехать из Карса. Переселились они в основном в далекие страны — США, Канаду, Чили, Новую Зеландию, Маньчжурию. Часть вернулась в Россию.
С 1921 года в районе Западного Коннозаводчества Сальского округа начали вселение общины духоборцев и молокан, численностью свыше 10 000 молокан и более 4000 духоборцев, выходцев из бывшей Карской области Турции и других местностей Закавказья. Крупная молоканская община была принудительно поселена в эту отвоеванную у Турции область в последней четверти XIX века.
К началу ХХ века их количество в Карской области Турции составляло более 18 тысяч человек и проживали они в сёлах со знакомыми сегодняшним целинцам названиями – Ольшанка, Владикарс, Селим, Михайловка, Петровка и других.
Сегодня единственное напоминание о них – старые кладбища с надгробиями на русском языке и несколько человек – русских молокан, так и не покинувших по разным причинам эту землю. Абсолютное большинство русских молокан выехали из этой области в ходе двух волн – в 1921-1925 и во второй половине 60-х годов ХХ века. Переселение этих общин закончилось в 1925 году. При этом, за это время переселилось 1969 семей молокан.

09.08 Молоканская община 3Переселенцы с Закавказья


Почти десять тысяч человек составило общее количество переселенцев по плану народного комиссариата землеустройства. Первые немногочисленные группы переселенцев появились на будущей целинской земле в июне 1921 года, но основная масса, основавшая сегодняшние села Михайловского и Ольшанского сельских поселений, начала вселение с весны 1922 года.
Доставкой из Сталинграда до станций Целины и Атамана для молоканских общин было отпущено 366 вагонов лесоматериала на примерную сумму – около 350 тысяч рублей.
При основании сел использовался принцип распределения земель, исходя из расчета 5 десятин (примерно 5 га) земли на 1 душу. Всего в период 1921-1924 гг. были основаны 38 сел и хуторов на землях бывших донских коннозаводчиков Королькова (район Ольшанки, Прилесного), Андропова (район Михайловки, Дубовки), Чернова (район Васильевки, Мельникова), Натарова (район Благодарного), Дронова (район Плодородного). Наиболее крупными сёлами были Обильное, Прилесное, Привольное – ныне не существующие, а также Плодородное и Журавлевка.
В каждом из этих сёл проживало по полтысячи душ обоего пола. Названия обустраиваемых сёл были перенесены из Турции и Кавказа, либо названы по фамилиям организаторов переселения.
Период коллективизации стал для целинских молокан труднейшим периодом в их жизни. Не прожив здесь и десяти лет, переселенцы, только «став на ноги», должны были объединяться в колхозы. Каждое село или хутор с 1929 года становится отдельным колхозом.
С противниками коллективизации у правящей партии всегда был «короткий разговор» — арест, высылка, конфискация имущества. В этот период все чаще повторялись случаи побегов целых семей обратно на Кавказ, эмиграция за границу с помощью зарубежных общин. Но все-же, идеология молоканства в основном совпадала с политикой коллективизации сельского хозяйства, поэтому и все мероприятия в ее рамках прошли в течение первых колхозных лет без репрессий.
Дальнейшая жизнь общины в Целинском районе полностью совпадает с жизнью всей страны: участие в Великой Отечественной войне, восстановление народного хозяйства, строительство успешного советского государства и стремление к коммунизму…
Особое внимание к себе привлекает бытовая культура молокан – традиционный костюм, обряды, кухня, традиции – то есть элементы культуры, характеризующие её уникальность и отличие от культур соседних народов и конфессий.09.08 Молоканская община 4