Христианско-протестантское, иконоборческое движение возникло в России несколько веков назад и всегда противостояло властям и церкви. В XVIII веке оно широко распространилось среди крестьян южных, центральных губерний России и донских казаков. В Сибирь на поселение ссылали многих из них за «смущение народа».

Архиепископ Амвросий в 1785 году назвал упорных еретиков «духоборцы», люди, борющиеся против Святого Духа. Они приняли это слово, оно им понравилось, но дали ему свое толкование, вложили свой смысл и с гордостью понесли такое название, духоборцы — «борцы за дух», духовные борцы, борцы не оружием, а силой духа, «духовным мечом... Духовной Силой добра и созидания, всем разумением и всею душою».
Духоборцы (духоборы)не признавали церковь, духовенство, иконы и церковные обряды, веровали в то, что Бог в самом человеке, в душе каждого и проявляется в любви к другому человеку, ко всем людям.
Духоборцы (духоборы) отрицали государственную власть, армию, полицию, протестовали против насилия над человеком, восставали против убийства и войн, отказывались от подчинения законам, от солдатской службы, признавали равенство и братство всех людей. «...Мы стараемся не разрушать жизнь, в чем бы она ни была, в особенности человека... Человек — дивное творение Божье... Человек есть храм Бога живого и разрушать его незаконно... Бог есть Любовь...»
В начале XIX века (1801-1804) по указу императора Александра I духоборцев переселили на «Молочные воды» (на реку Молочную Таврической губернии) отовсюду из России, с Кавказа и даже из Финляндии.
В 1841 году вышло «Высочайшее повеление» Николая I «всех принадлежащих к пагубной секте духоборцев переселить в Закавказье рядом с Турцией на Мокрые горы», в Ахалкалакский уезд Тифлисской губернии недалеко от Александрополя (Ленинакана).
Ничто не сломило необыкновенно трудолюбивых, терпеливых и сильных духом людей — ни суровый климат, ни болезни, ни разбойничьи набеги. Духоборцы занимались скотоводством, земледелием даже в этой горной местности, рукоделием (в этом они непревзойденные мастера, абсолютно все для себя делали сами) и довольно скоро стали «самой, зажиточной частью населения не только Кавказа, но, пожалуй, и всей России».
Духоборцы по-прежнему твердо «вырабатывали свою веру», сохраняли обычаи, обряды и традиции достойных предков...
В апреле-июне 1895 года по многим гарнизонам, где несли царскую службу молодые духоборческие парни, прошла волна отказов от присяги, военной службы и оружия. (Матвею Лебедеву, первому бросившему оружие, поставлен памятник в Канаде.)
...В 1895 году, в ночь с 28 на 29 июня на Петров день, съехавшиеся из многих сел духоборцы у «Пещер», недалеко от села Орловки, сложили в огромную кучу все оружие и сожгли, под пение псалмов запылало пламя костра несокрушимых борцов за мир; таким небывало смелым поступком на деле доказавшим свое неуклонное противоборство с насилием и войнами.
По донесению сотника Праги правительство спешно направило два батальона пехоты и две сотни казаков. Засвистели плети и нагайки, лошадьми топтали людей. Последовала жестокая расправа с многотысячной толпой, «даже трава покраснела от крови». Затем разбои, надругательства, разорение, многолетние ссылки по татарским и другим аулам Закавказья, крепости, тюрьмы, заточение «в столбы».
Более 4 000 человек, в том числе старики, женщины, дети страдали, умирали от голода, болезней (лихорадка, «куриная слепота»), побоев, истязаний и бесконечных преследований царских властей...
В 1898 году часть гонимых и преследуемых после 1895 года духоборцев была вынуждена эмигрировать на Кипр.
12 января 1899 года в Канаду (в порт Галифакс на карантинный остров) прибыл пароход «Lake Huron» с первой партией закавказских духоборцев (более 2 000), сопровождаемый другом Л. Н. Толстого Леопольдом Антоновичем Сулержицким [1].
27 января 1899 года пароход «Lake Superior» доставил в Канаду вторую партию духоборцев, сопровождаемых Сергеем Львовичем Толстым.
В начале мая 1899 года было перевезено в Канаду более тысячи духоборцев с Кипра, оказавшегося совершенно непригодным для жизни, куда они поспешно и неудачно переселились в 1898 году.
В начале июня прибыла в Канаду четвертая партия духоборцев. Их сопровождали Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич [2] с женой Верой Михайловной.
Вынужденное переселение духоборцев на специально зафрахтованных и приспособленных собственными силами пароходах было осуществлено при деятельном участии и материальной поддержке Л. Н. Толстого (пожертвовавшего на переезд гонорар за роман «Воскресение» и рассказ «Отец Сергий»), его детей, друзей, с помощью английских квакеров.
Всего в 1899 году переселились в Канаду около 8 000 человек.
С 1899 года духоборцы стали осваивать канадские прерии, буквально на себе распахивая их. Женщины впрягались в плуг, мужчины уходили на заработки. Главным духоборцы всегда считали личную свободу. Поэтому и на чужбине у них было немало жизненных сложностей. Так, отказавшись давать присягу подданства английскому королю, они лишились своих земельных наделов в Саскачеване и других провинциях Канады. С тех пор более 100 лет живут духоборцы в Канаде. Однако не все духоборцы переселились из Закавказья в Канаду.
В 1921 году 40 молодых мужчин приехали из Закавказья в село Петровка Ростовской области для подготовки переселения остальных духоборцев на вольные целинные Сальские степи («трава была такая высокая, что не было видно даже всадника на лошади»). Зимовали они в «леску», что недалеко от теперешнего села Хлебодарное. Заготавливали лес, другие строительные материалы, доставляя их со станции Атаман (станица Егорлыкская) по бездорожью; вместе с лошадьми и подводами проваливались под лед...
В первую же зиму из 40 человек пятеро умерли (предположительно от брюшного тифа). Похоронили их там же, в «леску». Потом, в конце 60-х годов их перезахоронили на кладбище в селе Петровка.
В 1922 году более 4000 духоборцев из закавказских сел переехали в Сальские степи.
В 30-е годы уже в Советском Союзе неожиданно последовали новые репрессии духоборцев, ссылки, тюрьмы, «раскулачивание». Совсем недавно наконец реабилитированы безвинно пострадавшие.
Долгие годы о духоборцах, проживающих в России, умалчивали.
Сегодня культура духоборцев возрождается. В селе Петровка Целинского района в 1990 году открылся музей. В нем собрана старинная одежда, предметы быта, орудия труда. Многие экспонаты добыты учениками и педагогами Хлебодарненской школы Целинского района, организовавшими по началу в своей школе «Уголок истории», на базе которого проводятся уроки краеведения. Духоборцы бережно хранят и развивают свои культурные традиции. Помогают сохранять культуру духоборцев Донской центр народного творчества и областной музей краеведения. В последние годы в Целинском районе, в Ростовском областном музее краеведения, в Донской публичной библиотеке проводятся дни культуры и творчества духоборцев с участием талантливых исполнителей старинных песен. Лучшие «певчие» старшего поколения успешно участвовали в Шолоховской весне в станице Вешенской в мае 1989 года и привлекли всеобщее внимание не только своеобразным трогательным пением, но и неповторимой по красоте и сочетанию цветов старинной женской одеждой — плисывыми и голосеевыми корсетами, алыми, зеленоватыми и куповрасными суконными домоткаными юбками, занавесками, расшитыми гарусом, вышитыми нежным шелком и «махреными» платками.
В течение многих лет истинным украшением репертуара фольклорного ансамбля Ростовской консерватории были песни духоборцев, записанные в селе Петровка и других селах Целинского района.
Интересны многочисленные видеосъемки Анатолия Максака (пос. Целина), телепередачи Сергея Слепцова, Павла Мезинова («Камертон»), радиозаписи Нелли Клевчихиной, Александра Верзилина, Натальи Мещеряковой, показывающие родники разнообразного творчества духоборцев.
В настоящее время география расселения духоборцев на территории России и стран бывшего СССР такова: Целинский район Ростовской области, Тульская область (переселенцы из Закавказья с начала 90-х годов), затем Краснодарский, Ставропольский края, Орловская, Брянская области. Переселились духоборцы и в Крым, остались на Украине, единичные семьи живут и в других местах.
Надеемся, что время не сможет «погасить луч света, зажженного духоборцами».

ЛИТЕРАТУРА
1. Сулержицкий Л. А. В Америку с духоборами. — М.: Посредник, 1905; То же // Сулержицкий Л. А. Повести и рассказы. — Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л. А. Сулержицком. — М.: Искусство, 1970. — С. 168-257.
2. Бонч-Бруевич В. Д. Животная книга. Вып. 2. — СПб., 1909.
3. Бонч-Бруевич В. Д. Сектантство и старообрядчество в 1-й половине XIX века // Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения. — М., 1959. — Т. I.
4. Толстой И. В. Русские духоборцы // Что с нами происходит?: Записки современников. — М., 1989. — Вып. 1. — С. 193-211.
5. Рудиченко Т. С. «Псалмы» как жанр духоборской традиции //Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тезисы докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 1990. — С. 100-102.
6. Абрамова Т. Н. Религиозные верования и обряды духоборов (По материалам экспедиции РОМК в Целин. р-н Рост, обл., авг. 1990) // Известия Рост. обл. музея краеведения. —1997. — Вып. 7. — С. 19-25.